Цифровой этикет, этикет, как пользоваться смартфоном в заведениях
Цифровой этикет, этикет, как пользоваться смартфоном в заведениях
Признавайтесь: случалось такое, что сидишь где-то в компании, пишешь важное сообщение в мессенджере, а тебе на него отвечают голосовым? И неясно, что с ним делать. За столом наушники доставать неудобно, на улицу бежать слушать тоже неахти какая идея. А если там важный ответ?
Теперь добавляем к аудиосообщениям видео. Задача усложняется:
его нужно еще и посмотреть. А если сверху накинуть открытки в Viber или Facebook, то становится совсем аврал. Такие сообщения нужно раскодировать, чтобы понять, что человек картинкой хотел нам сказать. В диджитал-жизни подобные ситуации случаются у каждого. На примере любимых героев Энджи и Вероны мы вспомним о самых популярных из них. А эксперт по этикету Алина Скибинская расскажет, в каких случаях аудио- и видеосообщения уместны, а когда о них стоит забыть.
АЛИНА СКИБИНСКАЯ
основательница Академии деловых манер
и коммуникаций A Academy, независимый эксперт
по деловому протоколу и светскому этикету
основательница Академии деловых манер и коммуникаций A Academy, независимый эксперт
по деловому протоколу и светскому этикету
Энджи:
Мадемуазелька, хэлло! Ты чего не отвечаешь на мои голосовые? Я тебе уже пачку голосовых отправила с утра. В мессенджере есть отметка, что ты их видела. Но ответа уже 4 часа нет! Ты что, на игнор решила меня взять?
Верона:
Слушай, я все это время была занята. Были встречи с новыми клиентами. Как я должна была их слушать? «Здравствуйте, дорогие клиенты. Вы приехали к нам из другого города по важному вопросу, но не могли бы вы подождать? Я щас выйду на 5 минут, послушаю голосовое подруги, и сразу к вам вернусь!» Или ты хотела, чтобы я прямо при них слушала?!
Энджи:
Фу, ты чего кричишь? Подумаешь, голосовое отправила. Раньше ты так не срывалась, когда мы ночью надиктовывали друг другу мысли!
В голосовых сообщениях всегда присутствует фактор раздражения. Часто мы их отправляем, потому что нам так удобно. Например, за рулем. А думаем ли мы о том, что получатель голосового смс может быть на совещании, деловых переговорах, в шумном месте, где ему будет неудобно его прослушать? Или что у него нет наушников, чтобы личный разговор не стал достоянием всех окружающих? Со своего опыта скажу, что много голосовых сообщений, которые мне отправляли, так и остались непрослушанными.
Энджи:
Веро-о-она, привет. Помнишь ту мою коллегу, которой вечно что-то не нравится? Как я пишу, как я ей звоню. Прикинь, она снова в ударе. Утром попросила меня сбросить отчет по работе айтишников, какие-то там цифры сказала дать срочно. Я и решила, чтобы это было быстро, надиктую и отправлю голосовым сообщением. Так, знаешь что? Эта «леди» сказала мне написать все буквами! Я не понимаю, за что она меня ненавидит!
Верона:
Реально странная. Ей впадлу послушать, или что?
Энджи:
Так ты прикинь! Мне кажется, она просто решила надо мной поиздеваться! Чтобы я сделала двойную работу.
Верона:
Нужно ее приструнить. Не сдавайся и надиктовывай дальше, раз ее это так бесит! Устроим ей «отличное» утро.
Голосовые сообщения неуместно отправлять по рабочим вопросам. Особенно это неуместно, если информация содержит: цифры, коммерческие данные, просьбу о подтверждении чего-либо. Ответ очевиден: в деловом общении все договорённости должны быть запротоколированы письменно (чтобы вы всегда могли найти историю переписки и переслать адресату).

Также неуместно отправлять сообщения до 9 утра и после 10 вечера (если у Вас не экстренная ситуация и вы не в родственных отношениях с человеком).
Энджи:
Верона, мракобесье пошло с этими голосовыми. То на меня коллега сорвалась, то один клиент сказал, что неприемлемо так с ним общаться. Я не понимаю, в чем проблема голосовых! Это же быстро и удобно!
Верона:
Я тоже не понимаю. Вот тогда, на встрече, ты сделала мне неудобно голосовым. Потому что я не могла его послушать. Но в других ситуациях, если это экономит время и ты быстрее с кем-то можешь обсудить вопрос, — почему нет?
Энджи:
Вот именно! Просто кому тогда я могу отправлять сообщения, кому — нет? Сложно жить в этом мире придир!
В личной переписке с друзьями отправлять сообщения возможно. Но всегда нужно понимать обстоятельства, в которых ты пишешь или в которых может быть другой человек. В деловом общении голосовые сообщения допустимы в креативной сфере, шоу-бизнесе, pr-агенствах. В таких переписках иногда нужно быстро передать указание или сообщить о каком-то важном событии, поэтому — почему нет? Однако в большинстве случаев отправлять аудиосообщения неуместно, так как существует огромная возможность, что человек не сможет его прослушать.
Верона:
Энджи, привет. Сегодня меня настигла твоя участь. Еду в маршрутке, записываю видео маме в мессенджере. А на меня как налетела какая-то женщина! «Спрячьте телефон, вы не у себя дома разговариваете. Нам тоже все это слушать?» Это же секундное сообщение!
Энджи:
Дааа, у меня тоже такое бывало! Как-то раз на меня налетели за то, что я пью кофе и записываю видеосообщение. Вопрос: а тебе какое дело, как я общаюсь с другими?
Верона:
Обожают люди лезть в чужую жизнь. И обязательно нужно прокомментировать, ты что!
Правила использования видео нет. Мы руководствуемся одним: насколько это уместно? Не поставит ли это человека в неловкое положение? Важно подумать, как в момент разговора будем выглядеть мы сами. Если мы идём по улице, жуём бургер, запиваем его капучино и ведём видеозвонок — уверена, другому человеку это будет малоприятно. Не стоит забывать и об окружении, которому Вы можете мешать вашими действиями.
В деловом этикете видео возможно исключительно по согласованию обеих сторон заблаговременно. Просто позвонить коллеге и сделать запрос после аудио на видео — моветон.
Энджи:
Верооо, хаюшки. Новый Год скоро, уже запасаешься открытками с поздравлениями?
Верона:
Ты про реальные или виртуальные, которые бабушки в Viber часто отправляют?
Энджи:
А чего бабушки? Я тоже так делаю. Ну, блин: на всех поздравлений не запасешься. А так выбрал всех из контактов, отправил. Точно никого не забудешь и не обидишь! Наоборот, хорошо.
Верона:
Не знаю. Меня эти открытки всегда оскорбляют. У человека нет времени подобрать мне приятные слова, отправляет все заготовленное. Такое чувство, что говорит: «Я тебя поздравил, но дальше отвали».
Открытки и банальные гифки «Happy birthday» считаются проявлением дурного тона. Уважающий себя человек, которому не безразлична его репутация, никогда не позволит себе отправить подобного рода поздравление. Следует помнить, что поздравление — это не только знак внимания к человеку, но и проявление характера Ваших взаимоотношений. Если Вы не захотели потратить своё время на искренние пожелания человеку — это демонстрация вашего отношения к нему.

Я не могу рекомендовать отправлять другому человеку в чатах даже обычную картинку, без текста. Каким бы не было изображение, оно не будет нести никакой смысловой нагрузки без личного обращения к человеку.

Еще более грубое нарушение этикета — это без ведома и разрешения человека добавлять его в различные группы. Благодаря этому его номер телефона или другие контакты увидят все участники. Не все готовы делиться личными данными с незнакомыми людьми.
Верона:
Энджи, я не могу! Хотя бы ты не отправляй мне эти открытки на День рождения! Мы же с тобой подруги, могла бы лично поздравить.
Энджи:
Я и хотела лично! Просто до того момента решила показать, что я помню о твоем дне рождении. А то обиделась бы еще.
Верона:
Слушай, меня это не обижает, а только выводит из себя! Зайди в Facebook, посмотри на мою страницу. Там одни «Любви тебе и счастья», картинки тортиков и гифки подарков! Правда, это уже раздражает! Главное — половину людей я даже не знаю!
Энджи:
Так ответь им что-то! Что, терпеть это цунами дальше?
Как стоит отвечать на банальную картинку или гифку? У меня 2 варианта: не отвечать вовсе, так как человек, вероятно, разослал картинку 287 друзьям и Ваш ответ ему не очень важен. Или ответить развёрнуто, если Вы планируете далее продолжать тёплые взаимоотношения. Например: «Благодарю за столь тёплое поздравление, Светлана. Мне невероятно приятно твоё внимание в этот день». Таким образом, Вы продемонстрируете, что Вы нашли время ответить и написать что-то оригинальное, а человек не потрудился. Помните: слова благодарности очень коротки, но у них бесконечное эхо!
Цифровой этикет. Почему голосовые сообщения всех раздражают, но от них не избавиться
undefined