Цифровой этикет, этикет, как пользоваться смартфоном в заведениях
Цифровой этикет, этикет, как пользоваться смартфоном в заведениях
По состоянию на 2020 год в Фейсбуке зарегистрировались 2,7 миллиарда пользователей. Только вдумайтесь в эту цифру. Чуть меньше половины населения Земли с разной регулярностью заходят в сеть, листают ленту новостей и что-то постят. И, конечно, общаются друг с другом. Чтобы понять, как часто мы пишем друг другу виртуально, снова посмотрим на статистику. В 2020 году количество активных пользователей мессенджера WhatsApp достигло 2 млрд человек. Недалеко ушел и Messenger — с его помощью переписываются 1,2 миллиарда юзеров. В Instagram регулярно заходят около миллиарда человек. Все эти приложения принадлежат одному монополисту — Фейсбуку. Недавно в нем объявили, что начнут слияние мессенджеров на всех своих платформах. И пока в мире происходят глобальные перемены, мы по-прежнему не умеем правильно общаться в сети. Писать «вы» — или сразу переходить на «ты»? Ставить эмодзи-улыбки незнакомому человеку или нет? На примере уже знакомых героев Энджи и Вероны мы разберем, когда и как поступать.
АЛИНА СКИБИНСКАЯ
основательница Академии деловых манер
и коммуникаций A Academy, независимый эксперт
по деловому протоколу и светскому этикету
основательница Академии деловых манер и коммуникаций A Academy, независимый эксперт
по деловому протоколу и светскому этикету
Энджи:
Верона, хаюшки! Слушай, так неудобно получилось. Босс сказал набрать какого-то нашего партнера. Но я не очень хочу ему звонить. Мне кажется, написать в мессенджере будет быстрее, да?
Верона:
Привет, родная. Ну, я не эксперт, но я бы тоже не звонила. Зачем тогда придумали Интернет? Да и звонить, искать номер… Не знаю. Не в допотопный же век живем!
Энджи:
Ты права. Была бы моя воля, я бы вообще никогда не отвечала по телефону! Уже становится неловко, когда мне кто-то звонит.
Если мы хотим договориться о встрече или обратиться с просьбой к человеку, желательно сначала написать ему в мессенджер. В последнее время в деловом мире стало дурным тоном сразу же звонить человеку. Предварительно лучше уточнить у человека, будет ли удобно ему говорить, и когда.

Но это не касается экстренных ситуациях. Если случился форс-мажор, или есть важная информация, — звонить нужно всегда. Только не забываем в начале беседы представиться и уточнить, есть ли возможность у человека нас выслушать.
Энджи:
Верона, такое было ночью! Я сплю… Бах! Резко звонок. Я еле открываю глаза, вижу — звонит начальница моего отдела.
Верона:
Так и что? Явно же что-то срочное было?
Энджи:
Так на часах уже было 11 ночи! Я не то что собраться с мыслями не могла. Я потом еще пол ночи не спала! И ничего аж такого срочного не было, о чем утром нельзя было сказать!
Верона:
Ну, она твоя начальница. Не знаю, может, ей можно.
Отправить письмо или позвонить человеку можно с 8:00 до 20:00, то есть максимум через два часа после окончания рабочего дня. Беспокоить коллег в 11 ночи — это неуважение к их личной жизни.
То же касается звонков друзей, родственников и прочих. Конечно, если это очень близкие люди, можно по предварительной договоренности созваниваться после 20:00. Но нужно помнить и учитывать, что у каждого человека есть своя личная жизнь и семья.
Энджи:
Верона, слушай. Сегодня в личной переписке мой коллега начал спрашивать у меня всякие нюансы по работе. Я подумала, что лучше это обсудить в рабочем чате, чтобы никто ничего не пропустил. А он сказал: «Да ну, остальных беспокоить». Как-то неловко. Все-таки это работа.
Верона:
Не знаю. Мы спокойно общаемся друг с другом по работе в личке. Зачем обходить 45 людей, если можно напрямую?
Можно общаться с коллегами в мессенджерах, но когда это неформальная беседа. Если вопросы требуют протоколирования, например, руководитель подтверждает, что клиенту будет предоставлена дополнительная скидка в размере 15%, советую использовать официальную электронную почту. В случае возникновения каких-либо спорных ситуаций уместно будет переслать письмо с подтвержденными условиями сотрудничества, а не делать скриншоты переписки в мессенджерах.
Энджи:
Хаюшки. Верона, как ты думаешь, эмодзи — это хорошо?
Верона:
Тю, конечно. Так ты понимаешь эмоции человека, когда он тебе пишет.
Энджи:
Вот! Я общалась со знакомым, но по работе. Там длинная история. Я ему пишу с эмодзи, он мне — нет. Да как-то так писал, что я подумала, что ему мои предложения неинтересны.
Верона:
Та чего ты так подумала? Человек просто смайлик не поставил.
Энджи:
Понимаешь, он все делал наперекор. Я отправляю эмодзи, он — нет. Я пишу по несколько слов и отправляю — а он выжидает несколько минут, пока не отправит целиком огромное сообщение. Такое чувство было, что он меня оскорбляет.
Верона:
Не преувеличивай. Это просто разные подходы в общении. Словами же он тебя не обидел.
Я против эмодзи в деловых переписках, ведь это демонстрация непрофессионального отношения к работе. Лучше оставить смайлы для разговоров с родными и близкими. Человек высокого ранга никогда не позволит себе в формальном письменном общении дополнять текст эмодзи. Можно делать скидку на сферу деятельности человека, если речь идет об общении с коллегами. Но эмодзи уместны лишь в мессенджерах при неформальных разговорах, а не в деловых.

Также важно не дробить сообщения. Ни в личной, ни в деловой переписке. Излагать мысли нужно структурировано и лаконично, разделяя абзацами. Не стоит забывать про пунктуацию. Она является частью вербального имиджа и о многом говорит.
Энджи:
Слушай, важный вопрос, давно меня мучает. Ты как обращаешься к людям — на «ты» или на «вы»? Мне кажется, последнее уже устарело.
Верона:
Я вообще «вы» игнорирую. Конечно, сначала думаю, с кем общаюсь. Но стараюсь на «вы» к человеку все равно не обращаться. Как будто между нами появляется дистанция.
Энджи:
Даже по работе? Вот если тебе что-то нужно?
Верона:
Ну, я сначала пишу «вы». Но потом сразу прошу на «ты». И, если человек молодой, то сразу «привет». Как-то вычурно это «вы» звучит.
В деловой переписке всегда необходимо придерживаться обращения на «вы». Даже если вы словесно во время личной встречи перешли на «ты», в официальном письме все равно желательно обращаться к человеку на «вы». В письмах зачастую отправляется копия руководству. Нужно понимать, что письмо мы отправляем не просто человеку, а компании. Из уважения к ней и подчёркивая её высокий статус на рынке, мы обращаемся к её сотрудникам уважительно, с почтением. Безусловно, могут быть исключения из правил: если обе стороны договорились о взаимном обращении на «ты» и это считается приемлемым.

Нет четкого правила, когда уместно переходить на «ты». Но если предлагают такую форму общения, можно продолжать обращаться на «вы», если Вам так удобно. Это говорит о том, что Вы хотите держать дистанцию, а к другому человеку относитесь с уважением.

Здесь вы (теперь мы тоже это знаем) можете прочитать другие материалы о нюансах цифрового этикета. Например, о голосовых сообщениях и правилах использования телефона на встречах.
Цифровой этикет. Как переписываться в мессенджерах — с эмодзи, запятыми и обращением на «Вы»
undefined