Появится ли в Киеве более дешевый прокат самокатов?
Спойлер: да
Спойлер: да
Появится ли в Киеве более дешевый прокат самокатов?
Спойлер: да
Спойлер: да
В Раде в первом чтении приняли законопроект №3023 про персональный легкий электротранспорт. Пока документ отправлен на доработку, но дебаты о том, какие изменения должны вступить в силу — только набирают обороты.
«Наш Киев» разбирался, что хотят изменить депутаты и как это может повлиять на ситуацию на дорогах столицы.
«Наш Киев» разбирался, что хотят изменить депутаты и как это может повлиять на ситуацию на дорогах столицы.
В Украине уже год дискутируют о том, что электротранспорт пора вводить в правовое поле государства. Ведь сегодня электросамокаты, скутеры, моноколеса и прочий легкий транспорт нельзя приравнять ни к велосипедам, ни к пешеходам, ни к автомобилям. Соответственно урегулировать ДТП с их участием полиция не может. А подобные случаи уже происходили: год назад во Львове, когда водитель самоката был госпитализирован, и через несколько недель два случая в Днепре. Один из них — смертельный.
И пока депутаты и общественность ведут диалог на эту тему — в столице на дорогах появляется все больше разных видов легкого электротранспорта. А 14 сентября стало известно, что в Киеве начал работу второй после компании Bolt сервис по аренде электросамокатов.
И пока депутаты и общественность ведут диалог на эту тему — в столице на дорогах появляется все больше разных видов легкого электротранспорта. А 14 сентября стало известно, что в Киеве начал работу второй после компании Bolt сервис по аренде электросамокатов.
Что предлагает новый законопроект
В новом законопроекте закрепляется право водителей электротранспорта двигаться по дорогам и по специальным велодорожкам попутно с общим потоком транспортных средств, а также вводится запрет на езду в состоянии алкогольного опьянения.
При этом в документе нет ни слова о запрете или об ограничении скорости движения по тротуарам, хотя его создатели утверждают, что формально документ запрещает легкому электротранспорту двигаться по тротуарам, как и велосипедистам.
При этом в документе нет ни слова о запрете или об ограничении скорости движения по тротуарам, хотя его создатели утверждают, что формально документ запрещает легкому электротранспорту двигаться по тротуарам, как и велосипедистам.
Кроме того, водителей электротранспорта обязывают:
использовать технически исправный транспорт;
двигаться попутно с другим транспортом;
оборудовать транспорт звуковым сигналом, если позволяют его конструктивные возможности;
использовать включенную фару в темное время суток, одежду со светоотражающими частицами и световые поворотники;
не перевозить пассажира, если это не предусмотрено конструкцией транспорта;
не держать в руках устройства связи во время движения;
не управлять транспортом в нетрезвом состоянии.
Чем актуальны такие изменения
Переход на такой вид транспорта — разгружает дороги от авто, что позитивно влияет на экологию города.
Электросамокаты, моноколеса — более мобильны, динамичны, их технические характеристики улучшаются, а скорость становится быстрее. Очевидно, что такой вид транспорта дешевле, чем авто, его удобнее взять с собой, хранить дома, и не нужно тратить большие средства на ремонт.
Но с другой стороны, именно из-за массового перехода людей на электротранспорт, происходят аварийные ситуации не только на проезжей части, но и на тротуарах. Пострадать могут дети, другие пешеходы, велосипедисты. А как квалифицировать этот вид транспорта при оформлении ДТП, полиция не знает.
Кроме того, опыт Европы показал, что в гонке за альтернативным автомобилю видом транспорта есть и обратная сторона медали, когда улицы, дворы и тротуары заваливают самокатами и велосипедами, чем портят вид исторических мест, центров, городов.
Электросамокаты, моноколеса — более мобильны, динамичны, их технические характеристики улучшаются, а скорость становится быстрее. Очевидно, что такой вид транспорта дешевле, чем авто, его удобнее взять с собой, хранить дома, и не нужно тратить большие средства на ремонт.
Но с другой стороны, именно из-за массового перехода людей на электротранспорт, происходят аварийные ситуации не только на проезжей части, но и на тротуарах. Пострадать могут дети, другие пешеходы, велосипедисты. А как квалифицировать этот вид транспорта при оформлении ДТП, полиция не знает.
Кроме того, опыт Европы показал, что в гонке за альтернативным автомобилю видом транспорта есть и обратная сторона медали, когда улицы, дворы и тротуары заваливают самокатами и велосипедами, чем портят вид исторических мест, центров, городов.
Как эти проблемы решают в Европе
В развитых странах Европы, после ряда трагических происшествий, уже давно задумались о том, на каких условиях, с какими правами и обязанностями должен ездить электротранспорт. И не только задумались, но и закрепили эти изменения на законодательном уровне.
Основательно к разработке правил подошли немцы. Изначально они также рассматривали самокаты, как спасение для экологии и возможность разгрузить дороги, но на деле получили дополнительные проблемы. Водители самокатов то и дело нарушали правила, подрезали пешеходов, разбрасывали самокаты по всем тротуарам, улицы превращались просто в свалки из самокатов. Поэтому, после протестов профсоюза пешеходов ездить на тротуарах в Германии электросамокатам запретили и повысили минимальный возраст для управления этим транспортным средством с 12 до 14 лет. Максимальная скорость движения — 20 км/ч. Также водителей электротранспорта обязали иметь страховку, а полиция получила право их штрафовать. Стоит отметить, что в Германии действует система штрафных баллов, и если водитель электротранспорта будет нарушать правила — у него могут отнять права.
Основательно к разработке правил подошли немцы. Изначально они также рассматривали самокаты, как спасение для экологии и возможность разгрузить дороги, но на деле получили дополнительные проблемы. Водители самокатов то и дело нарушали правила, подрезали пешеходов, разбрасывали самокаты по всем тротуарам, улицы превращались просто в свалки из самокатов. Поэтому, после протестов профсоюза пешеходов ездить на тротуарах в Германии электросамокатам запретили и повысили минимальный возраст для управления этим транспортным средством с 12 до 14 лет. Максимальная скорость движения — 20 км/ч. Также водителей электротранспорта обязали иметь страховку, а полиция получила право их штрафовать. Стоит отметить, что в Германии действует система штрафных баллов, и если водитель электротранспорта будет нарушать правила — у него могут отнять права.
С подобными проблемами столкнулись и другие развитые страны Европы. В городе Копенгаген люди настолько заполонили исторический центр самокатами, что местные власти просто ограничили прокат этого вида транспорта до 200 самокатов. В другой части города разрешили размещать до 3000 электрических самокатов и арендуемых велосипедов.
Во Франции самокатам разрешили ездить и по велодорожкам, и по дорогам, но со скоростью не выше 20 км/ч, а вот на тротуарах уже не разогнаться — там ограничение до 8 км/ч, как и в любых других пешеходных зонах.
Консервативно к такому виду транспорта до сих пор относятся в Великобритании. Там использовать собственный самокат в качестве городского транспорта до сих пор запрещено. На нем можно ездить только на частной территории с разрешения владельца. Первый прокат электросамокатов у англичан запустили только в июле этого года в Олимпийском парке королевы Елизаветы. Интересно, что по британским законам электросамокаты относят к транспортным средствам, которые нужно регистрировать, получать номерные знаки и страховку, обязательно надевать шлем.
Если взять близкую к нам Польшу, то там этот вопрос планируют решить другим путем — приравнять электросамокаты к велосипедам и привязать их к велосипедной инфраструктуре. Ездить на электросамокатах разрешат детям с 10 лет и только после получения велокарты, прохождения легкого экзамена. Поляки также хотят ограничить скорость передвижения на электротранспорте до 20 км/ч, а на тротуарах разрешить двигаться со скоростью пешехода — 7-8 км/ч. Пока эти изменения также находятся на стадии обсуждений с общественностью. Окончательный проект законопроекта еще не опубликован.
Во Франции самокатам разрешили ездить и по велодорожкам, и по дорогам, но со скоростью не выше 20 км/ч, а вот на тротуарах уже не разогнаться — там ограничение до 8 км/ч, как и в любых других пешеходных зонах.
Консервативно к такому виду транспорта до сих пор относятся в Великобритании. Там использовать собственный самокат в качестве городского транспорта до сих пор запрещено. На нем можно ездить только на частной территории с разрешения владельца. Первый прокат электросамокатов у англичан запустили только в июле этого года в Олимпийском парке королевы Елизаветы. Интересно, что по британским законам электросамокаты относят к транспортным средствам, которые нужно регистрировать, получать номерные знаки и страховку, обязательно надевать шлем.
Если взять близкую к нам Польшу, то там этот вопрос планируют решить другим путем — приравнять электросамокаты к велосипедам и привязать их к велосипедной инфраструктуре. Ездить на электросамокатах разрешат детям с 10 лет и только после получения велокарты, прохождения легкого экзамена. Поляки также хотят ограничить скорость передвижения на электротранспорте до 20 км/ч, а на тротуарах разрешить двигаться со скоростью пешехода — 7-8 км/ч. Пока эти изменения также находятся на стадии обсуждений с общественностью. Окончательный проект законопроекта еще не опубликован.
Виталий Селик, глава Рады по урбанистике в Киеве, участник группы по разработке законопроекта №3023
Законопроект №3023 — это компромиссный документ среди тех идей и предложений, которые звучали в рабочих группах. Его задача — легализовать легкий персональный электротранспорт на дорогах, приравняв его к велосипедам.
Правда, есть проблемы со скоростью и мощностью этого вида транспорта. Сегодня в магазинах бытовой техники, наряду с холодильником и стиральной машинкой, продают электросамокаты и электромопеды, которые могут ехать со скоростью до 100 км/ч, тем самым создавая небезопасные ситуации для других участников движения. Поэтому нужна более глубокая техническая доработка законопроекта. А пока остановились на таком решение - просто легализовать этот вид транспорта.
Правда, есть проблемы со скоростью и мощностью этого вида транспорта. Сегодня в магазинах бытовой техники, наряду с холодильником и стиральной машинкой, продают электросамокаты и электромопеды, которые могут ехать со скоростью до 100 км/ч, тем самым создавая небезопасные ситуации для других участников движения. Поэтому нужна более глубокая техническая доработка законопроекта. А пока остановились на таком решение - просто легализовать этот вид транспорта.
Вторым этапом — будем разбираться с его мощностью, потому что до сих пор в рабочей группе так и не пришли к консенсусу, нужно ли ограничивать скорость ПЛЭТ, как это сделали в других европейских странах (когда на заводских установках ставят ограничения до 40 км/ч), нужно ли разделять эти виды транспорта: тех, кто может разгоняться до 30 км/ч — оставить без прав и регистрации, а тех, у кого скорость и мощность больше — обязать получать права категории А1.
Формально этот законопроект запрещает перемещаться электросамокатом по тротуарам. Это нормальная практика. У велосипедистов тоже есть такое ограничение — на тротуарах они должны сойти с велосипеда и нести его в руках. Правда, это не останавливает наших велосипедистов. Они продолжают ездить по тротуарам, так как передвигаться на проезжей части — небезопасно.
Формально этот законопроект запрещает перемещаться электросамокатом по тротуарам. Это нормальная практика. У велосипедистов тоже есть такое ограничение — на тротуарах они должны сойти с велосипеда и нести его в руках. Правда, это не останавливает наших велосипедистов. Они продолжают ездить по тротуарам, так как передвигаться на проезжей части — небезопасно.
В то же время этим законопроектом владельцам ПЛЭС разрешается ездить по велодорожкам. В Киеве велосипедная инфраструктура понемногу появляется, но это происходит очень медленно. А когда в городе есть нормальная инфраструктура для легкого транспорта — люди более мотивированы на нем ездить.
Еще одна проблема — это кражи велосипедов и элеткросамокатов. Было бы неплохо предусмотреть законом защиту владельцев такого транспорта. Например, введя общенациональную систему нумерации и идентификации этих видов транспортных средств. Тем более, что современные технологии позволяют это сделать за небольшие деньги. Такая система уже практикуется в Европе с животными.
Еще одна проблема — это кражи велосипедов и элеткросамокатов. Было бы неплохо предусмотреть законом защиту владельцев такого транспорта. Например, введя общенациональную систему нумерации и идентификации этих видов транспортных средств. Тем более, что современные технологии позволяют это сделать за небольшие деньги. Такая система уже практикуется в Европе с животными.
Что сейчас
Сегодня в Киеве работают два сервиса аренды электросамокатов: Bolt и Kiwi. Первыми пришли Bolt и вызвали волну негодования среди пользователей. Прежде всего из-за цены на аренду, которая местами оказалась дороже, чем в европейских городах: минута езды — 4,90 грн, разблокировка — 29 грн, аренда на весь день — 600 грн (для примера в европейских городах аренда самоката на сутки этой же компании стоит около 15 евро). То есть, поездка от дома на работу на самокате может обойтись вам дороже, чем услуга такси комфорт-класса.
Вторая компания — Kiwi, придя в столицу, сразу порадовала более низкими ценами: разблокировка — 15 грн, минута — 3,50 грн, есть депозиты от 200 до 1000 грн. Но, также как и Bolt, не смогла покрыть весь Киев, а исключительно центр.
Вторая компания — Kiwi, придя в столицу, сразу порадовала более низкими ценами: разблокировка — 15 грн, минута — 3,50 грн, есть депозиты от 200 до 1000 грн. Но, также как и Bolt, не смогла покрыть весь Киев, а исключительно центр.
Второе — это доступная аренда по всему Киеву, вплоть до Троещины. На начальном этапе — откроем 200 станций по 10 самокатов. Через год планируем добраться и до пригородов. Наши самокаты будут парковаться исключительно на своих станциях, а не валяться разбросанными по городу.» — Денис Шугалий, СЕО компании «Go-Kart».
В компании заявляют, что еще один из плюсов в том, что «парковки для самокатов» будут расположены возле каждой станции метро. Таким образом, жители города смогут взять самокат, доехать до подземки, оставить его там, и двигаться дальше на метрополитене. Это очень удобно и экономно. Для таких пользователей планируют ввести выгодную систему абонементов для ежедневного использования.
В компании заявляют, что еще один из плюсов в том, что «парковки для самокатов» будут расположены возле каждой станции метро. Таким образом, жители города смогут взять самокат, доехать до подземки, оставить его там, и двигаться дальше на метрополитене. Это очень удобно и экономно. Для таких пользователей планируют ввести выгодную систему абонементов для ежедневного использования.
Есть и хорошие новости. Уже в начале весны следующего года в Киеве планируют открыть еще один сервис аренды электросамокатов — Go-Kart , на этот раз от украинской компании. Новый сервис будет покрывать весь Киев, вплоть до Троещины, и через год планирует охватить и пригород. Вот, что говорят представители компании:
«Наш сервис будет направлен в первую очередь не на развлечение, а на использование самокатов именно как экологического транспорта для передвижения по Киеву.
Чем мы отличаемся? Во-первых, доступная цена. Минута на нашем арендованном самокате будет стоить 1,5 грн. При этом разблокировка — бесплатная.
Второе — это доступная аренда по всему Киеву, вплоть до Троещины. На начальном этапе — откроем 200 станций по 10 самокатов. Через год планируем добраться и до пригородов. Наши самокаты будут парковаться исключительно на своих станциях, а не валяться разбросанными по городу.» — Денис Шугалий, СЕО компании «Go-Kart».
В компании заявляют, что еще один из плюсов в том, что «парковки для самокатов» будут расположены возле каждой станции метро. Таким образом, жители города смогут взять самокат, доехать до подземки, оставить его там, и двигаться дальше на метрополитене. Это очень удобно и экономно. Для таких пользователей планируют ввести выгодную систему абонементов для ежедневного использования.
«Наш сервис будет направлен в первую очередь не на развлечение, а на использование самокатов именно как экологического транспорта для передвижения по Киеву.
Чем мы отличаемся? Во-первых, доступная цена. Минута на нашем арендованном самокате будет стоить 1,5 грн. При этом разблокировка — бесплатная.
Второе — это доступная аренда по всему Киеву, вплоть до Троещины. На начальном этапе — откроем 200 станций по 10 самокатов. Через год планируем добраться и до пригородов. Наши самокаты будут парковаться исключительно на своих станциях, а не валяться разбросанными по городу.» — Денис Шугалий, СЕО компании «Go-Kart».
В компании заявляют, что еще один из плюсов в том, что «парковки для самокатов» будут расположены возле каждой станции метро. Таким образом, жители города смогут взять самокат, доехать до подземки, оставить его там, и двигаться дальше на метрополитене. Это очень удобно и экономно. Для таких пользователей планируют ввести выгодную систему абонементов для ежедневного использования.
Текст: Екатерина Ткачева
Фото: Иванна Зубович
Верстка: Карина Тимченко
Фото: Иванна Зубович
Верстка: Карина Тимченко