Город 23.08.2019

Тест. Узнаете ли вы Киев по звуку?

Своими результатами вы можете поделиться в соцсетях.

звуки Киева
Узнаете ли вы Киев по звуку? Фото: uzahvati.com.ua

Мы привыкли воспринимать окружающий мир глазами. То же самое касается и города, по улицам которого мы ходим каждый день. Но что, если закрыть глаза и прислушаться к Киеву? Как он звучит? Сможете ли вы отличить на слух Подол от Позняков или Майдан Незалежности от парка Шевченко? Испытайте себя, пройдя наш тест.

Прежде, чем перейти к следующему вопросу, остановите звуковую дорожку на предыдущем.

Читайте также: «Три маршрута по Киеву, если гости приехали на пару часов».

100%
0%
0%
0%
Город 22.08.2019
Самые умные города мира: от Лондона до Киева

Чем живут умные города мира.

Киев
Фото: skyandmethod.com

С тех пор как КГГА утвердила концепцию Kyiv Smart City 2020, город сделал огромный шаг в направлении к диджитализации. В Киеве реализован ряд проектов, таких как электронный билет, Бюджет участия, приложение Kyiv Smart City, «Искусственный интеллект для Киева» и другие. Однако этим потенциал города не ограничивается. Чем живут другие умные города мира и чей успешный опыт может позаимствовать украинская столица?

Лондон

Фото: aboutrealestate.cbre.eu

По оценке экспертов, население Лондона к 2030 году достигнет 10 млн человек. Это значительно увеличит нагрузку на систему здравоохранения, транспорт, энергетику и управления отходами. Чтобы справиться с этим вызовом, бывший мэр Лондона Борис Джонсон принял в 2013 году программу развития города под названием Smart London Board. Теперь в столице Великобритании действует схема платежей за пользование перегруженными участками дорог, доступна база больших данных London Datastore, а также запущен сервис Crowdfund, который позволяет жителям подавать собственные проекты в сфере smart-инфраструктуры и получать на них финансирование.

В этом году Лондон возглавил рейтинг самых умных городов мира, поскольку является лидером по уровню человеческого капитала и легкости налаживания международных связей.

Барселона

Фото: stayful.com

Одним из самых инновационных сервисов Барселоны является «умное» уличное освещение. Все фонари в городе оснащены датчиками движения, которые позволяют экономить до 30% электроэнергии. Кроме того, эти датчики собирают информацию об осадках и влажности воздуха и регулируют интенсивность полива городских насаждений.

Также в Барселоне разработана система «умной» парковки. Водителям не нужно наматывать круги в поисках свободного места — о его наличии подскажет навигатор. А на цифровых автобусных остановках пассажиры могут отследить движение транспорта, зарядить гаджеты и подключиться к бесплатному Wi-Fi.

Сингапур

Фото: singapore.in.ua

Жители Сингапура претендуют на получение звания «умной нации». Все государственные услуги здесь доступны онлайн, а в специальном мобильном приложении можно записаться к врачу, отследить движение общественного транспорта и оплатить муниципальные услуги.

На улицах Сингапура уже год тестируют беспилотные шаттлы, автобусы и такси. К 2020 году весь транспорт города планируют оборудовать системами спутниковой навигации. Это позволит регулировать дорожное движение и уменьшить количество пробок.

Узнать о новейших smart-сервисах в других городах и перенять зарубежный опыт можно будет 1 октября в КВЦ «Парковый» на Kyiv Smart City Forum 2019. В частности, спикером Форума будет Дэн Кинкэд, американский архитектор и директор Национальной практики городского дизайна. Он расскажет о последних тенденциях в строительстве «умных» городов и методах внедрения устойчивой инфраструктуры. Выпускник Высшей школы дизайна Гарвардского университета, Кинкэд обладает многолетним опытом в сфере ревитализации промышленных зданий и районов, является соучредителем некоммерческой организации Detroit Future City, а также сотрудничает с Государственным департаментом США и Всемирным банком.

Фото: Kyiv Smart City

О том, какие «умные» решения стали частью жизни голландцев, расскажет Франс-Антон Вермаст, советник по стратегии и smart-city амбассадор Амстердама. Международный эксперт в области «умных» решений, которые делают жизнь в городах более комфортной, безопасной и экологичной, убежден, что одной из составляющих этого процесса является привлечение к изменениям самих горожан.

Все выступления, презентации, воркшопы и панельные дискуссии Форума будут проходить в 8 тематических секциях. Кроме того, на 20 демозонах можно будет увидеть разработки ведущих технологических компаний, а на вертолетной площадке «Паркового» — принять участие в тест-драйве электрокаров. Не пропустите уникальную возможность стать частью инновационного будущего Киева. Билеты можно приобрести здесь.

Читайте также: «Беспилотные авто и летающие поезда: каким будет транспорт будущего».

0%
100%
0%
0%
Город 08.08.2019
Беспилотные авто и летающие поезда: каким будет транспорт будущего

На чем мы будем ездить. Или летать.

транспорт будущего
Каким будет транспорт будущего. Фото: gifer.com

Британская компания The Economist Intelligence Unit, которая занимается экономическим прогнозированием, определила, каким будет транспорт в ближайшие пять, 10 и 25 лет. Некоторые его виды уже курсируют по улицам отдельных городов, а о некоторых мы еще даже не слышали.

Через пять лет: автомобили без водителей

Большинство представителей автомобильной отрасли уверены, что люди массово начнут пользоваться беспилотными грузовиками, такси и автобусами уже к концу 2020-х. Tesla, Toyota, Ford, Volvo, Renault и другие производители уже тестируют прототипы таких машин, а в Дубае, Токио, Сиднее и Лас-Вегасе даже появилось роботакси.

Сегодня доля беспилотных машин на дорогах минимальная, и кредит доверия к ним не слишком высок. Однако специалисты утверждают, что именно за такими автомобилями будущее. Они быстрее обычных автомобилей реагируют на препятствия на дороге, что позволяет избежать аварий. А еще не нарушают правила дорожного движения и минимизируют пробки на дорогах.

Фото: gifer.com

Через 10 лет: летающие поезда

Технология магнитной левитации или маглев заключается в том, что поезд ездит благодаря силе электромагнитного поля и, в отличие от традиционных поездов, не касается поверхности рельсов. Первую полноценную магнитно-левитационную линию — Chuo Shinkansen — планируют открыть в 2020-х годах в Японии. Она соединит Токио, Нагой и Осаку. Преимущество таких поездов — высокая скорость движения, они могут разгоняться до 603 км/ч.

Однако Илон Маск представил еще более быстрый вид транспорта — Hyperloop, или гиперпетлю. Это наземный трубопровод, внутри которого со скоростью от 480 до 1220 км/ч будут ездить транспортные капсулы. И маглев, и гиперпетля могут стать альтернативным видом транспорта уже к концу 2020-х годов.

Фото: gifki.org

Через 25 лет: индивидуальный подход и защита данных

Если человечеству удастся устранить экономические ограничения, то все виды транспорта через 25 лет будут быстрее, эффективнее и безопаснее теперешних. Предполагается, что они будут приспособлены к потребностям определенной группы пользователей. Это, вероятно, потребует постоянного обновления поездов, самолетов, автомобилей и самой инфраструктуры, но обеспечит максимальный комфорт в пути. Главными инструментами достижения этой цели станет интернет вещей (IoT), большие данные и искусственный интеллект.

Фото: Kyiv Smart City

О последних тенденциях в транспортной отрасли Украины и других государств можно будет узнать 1 октября в КВЦ «Парковый» на KYIV SMART CITY FORUM 2019. Это одно из самых масштабных мероприятий Европы, посвященных развитию «умной» городской инфраструктуры. Спикеры Форума ― более 50 украинских и зарубежных специалистов, например, Владимир Шульмейстер, замминистра инфраструктуры Украины. KYIV SMART CITY FORUM 2019 ― это уникальная возможность не только перенять успешный опыт развития smart-городов и внедрения современных инноваций, но и наладить связь с представителями власти и найти новых бизнес-партнеров.

Кроме того, на вертолетной площадке «Паркового» состоится тест-драйв электрокаров и гибридов, где участники Форума смогут потестить автомобили будущего. Приходите за полезной информацией и новыми впечатлением. Билеты можно приобрести здесь.

Читайте также: «Как купить хороший б/у автомобиль»

25%
0%
50%
25%
Город 30.07.2019
Киев в литературе. Что писали о Лысой горе Сомов, Гоголь, Пушкин и Булгаков

Киев в любую эпоху слыл городом атмосферным. Таинственный дух здесь создавала Лысая гора и мистические истории, связанные с ней. Как описывали Лысую гору известные писатели в своих произведениях ― в нашем материале.

Лысая гора
«Вальпургиева ночь». Рисунок начала ХХ века

Киевские Лысые горы. Как же их пересчитать, если каждый киевовед ведет собственный счет, и у всех ― ему свое историческое обоснование? Когда мы сегодня говорим о Лысой горе, чаще всего подразумеваем холм на Выдубичах. Хотя чтим и другие местные горы «лысого» статуса: Замковую, Щекавицу. Всего их в Киеве, по мнению большинства краеведов, пять. Но сегодня мы поговорим о главной Лысой горе ― той, что на Выдубичах. Вернее, о том, кто из классиков литературы остался неравнодушен к резиденции киевской нечисти.

«Киевские ведьмы» Ореста Сомова 

«Милая девушка смотрела на него так невинно, так добросердечно, улыбалась ему так умильно, что хотя бы целый Киев собрался на площади у Льва и присягнул в том, что мать ее точно ведьма, ― и тогда бы Федор не поверил этому».

Самое известное произведение Ореста Сомова, большого знатока местных былей и легенд, ― «Киевские ведьмы». Повесть была написана в 1833 году. И чтобы лучше понять, что творилось тогда на Лысой горе, погрузимся в атмосферу старого Киева. Добрый казак Федор Блискавка вернулся домой из военного похода: 

Мудрено ли, что молодые киевлянки поглядывали на него с лукавою, приветливою усмешкой и что каждая из них рада была, когда он заводил с нею речь или позволял себе какую-нибудь незазорную вольность в обхождении? Перекупки на Печерске и на Подоле знали его все ― от первой до последней, и с довольными лицами перемигивались между собою, когда, бывало, он идет по базару.
Открытка. Фото: humus.livejournal.com

Но сердце парня, разумеется, уже принадлежало самой лучшей девушке, но с недоброй славой ведьмы. Федор не верил слухам, уж больно ласкова была его Катруся. Однако после свадьбы все же проследил за ней ночью, став свидетелем страшного таинства. Казак повторил подсмотренные чары, чтобы своими глазами увидеть их продолжение:

Когда же он почувствовался, то увидел себя под открытым небом, на Лысой горе, за Киевом... Что там увидел наш удалой казак, того, верно, кроме него, ни одному православному христианину не доводилось видеть; да и не приведи бог! И страх, и смех пронимали его попеременно: так ужасно, так уродливо было сборище на Лысой горе!
«Вечер на Лысой горе», Светлана Галюн. Фото: arts.in.ua

Самая яркая сцена в произведении ― перечисление нечистых персонажей и описание бесовских танцев на Лысой горе. Сколько знакомых лиц встретил наш герой среди темных сил! Да не просто увидел, а жестоко расплатился за это. Такова цена вмешательства непосвященного в потустороннюю жизнь. Любимая Катруся выпила за это его кровь и сладко усыпила навсегда. А вы говорите, жанр треша зародился не в наших широтах.

Как бы то ни было, только ни Катруси, ни Ланцюжихи не стало в Киеве. О последней говорили, что она оборотилась в волчицу и бегала за Днепром по бору. Теперь Лысая гора есть только песчаный холм, от подошвы поросший кустарником. Видно, ведьмы ее покинули, и от того она просветлела.
«Украинский пейзаж», Сергей Васильковский. Фото: sverediuk.com.ua

Собиратель легенд, обычаев и традиций Орест Сомов при жизни был известен читателям под псевдонимом Порфирий Байский. Он прожил короткую жизнь, а «Киевских ведьм» написал в год своей смерти. Мистическое творчество поэта и прозаика Сомова стало первой ласточкой появления готического направления в литературе. Самым талантливым его представителем стал Николай Гоголь. И было бы странно, если бы его знаменитая мистическая повесть «Вий» обошлась без упоминания о Лысой горе.

«Вий» Николая Гоголя

«Церковь же, в которой находит философ свою гибель, расположилась в прямом соседстве с... Голгофой! То есть с высоченной горой, примыкающей вплотную к селению, где жила и чудила панночка.»

Местом гибели философа Хомы Брута в «Вие» стала церковь, расположенная у подножья Лысой горы. И пусть она названа автором не напрямую, а фигурально – Голгофой, образ зловещего холма, безусловно, угадывается в ее описании:

С северной стороны все заслоняла крутая гора и подошвою своею оканчивалась у самого двора. При взгляде на нее снизу она казалась еще круче, и на высокой верхушке ее торчали кое-где неправильные стебли тощего бурьяна и чернели на светлом небе. Обнаженный глинистый вид ее навевал какое-то уныние. Она была вся изрыта дождевыми промоинами и проточинами. На крутом косогоре ее в двух местах торчали две хаты; над одною из них раскидывала ветви широкая яблоня, подпертая у корня небольшими кольями с насыпною землей. Яблоки, сбиваемые ветром, скатывались в самый панский двор. С вершины вилась по всей горе дорога и, опустившись, шла мимо двора в селенье.

Но как понять, что речь идет о хуторе именно в киевском предместье? В трагической сцене убийства панночки об этом сказано прямо:

Он стал на ноги и посмотрел ей в очи: рассвет загорался, и блестели золотые главы вдали киевских церквей. Перед ним лежала красавица ― с растрепанною роскошною косою, с длинными как стрелы ресницами.

Кадр из фильма «Вий», 1967 год. Фото: film.ru

По Гоголю, пан сотник, наказавший Хоме отпевать дочь, жил в 50-ти верстах от Киева. Конечно, ни Лысая гора над Лыбедью, ни Щекавица не удалены от Лаврских куполов более чем на пять км. Но «округлить» расстояние ― разве не священное право автора на вымысел? Ведь все остальное у Гоголя ― «чистейшая правда»!

«Гусар» Александра Пушкина

«Ну, слушай: около Днепра стоял наш полк; моя хозяйка была пригожа и добра...»

Поэтический сюжет стихотворения Александра Пушкина «Гусар» напрямую перекликается с «Киевскими ведьмами» Сомова. Разница состоит только в том, что эту историю автор вложил в уста старого солдата, сыплющего байками в духе «хотите верьте, хотите нет». В начале стихотворения ― описание края, где произошла с рассказчиком страшная история:

Толь дело Киев! Что за край! Валятся сами в рот галушки, вином — хоть пару поддавай, а молодицы-молодушки!

За такую красотку, мол, и душу отдать не жалко. Лишь одним нехороши киевские женщины, вздыхает старик: чарами. Именно с такой прекрасной вдовой и довелось ему вкусить и счастья, и лиха.
А далее пушкинский сюжет идет по стопам сомовского. Солдат, повторяя колдовство за своей возлюбленной, выпивает зелье и взвивается ввысь.

Стремглав лечу, лечу, лечу. Куда ― не помню и не знаю; лишь встречным звездочкам кричу: правей!.. и наземь упадаю. Гляжу: гора. На той горе кипят котлы; поют, играют…
Иллюстрация к стихотворению Пушкина «Гусар», Р. Штейн. Фото: fantlab.ru

Повесть Сомова «Киевские ведьмы» действительно предшествует появлению пушкинского стихотворения, что позволяет говорить о заимствовании сказочной фабулы. Впрочем, народные предания, которые легли в основу литературных произведений, могли оказать влияние на творчество авторов независимо один от другого.

Сомов, Пушкин, Гоголь не просто пересеклись во времени ― они были знакомы между собой. И только мистик Булгаков отстает от них на целое столетие.

 «Белая гвардия» Михаила Булгакова

«А звук прошел и в третий раз, и так, что начали с громом обваливаться в печерских домах стекла, и почва шатнулась под ногами. Вскоре узнали, откуда пришел звук. Он явился с Лысой Горы за Городом, над самым Днепром.»

Булгаковская Маргарита, увы, летала не на киевскую Лысую гору. Хоть этого и логично было бы ожидать от автора-киевлянина, воспевшего наш город. Знающие люди высчитали с географической точностью, что приземлилась героиня где-то на берегу Ворсклы.

Однако в своем первом романе «Белая гвардия» Булгаков все же упоминает именно киевскую Лысую гору, пусть и без малейшего мистического налета. Автор описал реальное событие, произошедшее в Киеве в 1918 году во время германской интервенции. Тогда случился грандиозный взрыв на артиллерийских складах, и запомнился он киевлянам страшным звуком, прокатившимся по городу.

На Лысой Горе произошел взрыв. Пять дней жил после этого Город, в ужасе ожидая, что потекут с Лысой Горы ядовитые газы. Но удары прекратились, газы не потекли, окровавленные исчезли, и Город приобрел мирный вид во всех своих частях, за исключением небольшого угла Печерска, где рухнуло несколько домов. Нечего и говорить, что германское командование нарядило строгое следствие, и нечего и говорить, что город ничего не узнал относительно причин взрыва.

Взрыв на артиллерийских складах и пожар на Зверинце в Киеве, 6 июня 1918 1918 года. Фото: radiosvoboda.org

Лысогорский форт стал последней удаленной частью Киевской крепости ― фортификационного сооружения, которое начали строить еще в 18 веке. Укрепление должно было защищать город от нападения врагов с запада и юга. «Крепость-склад третьего разряда» ― таков был первый статус форта. Причем, Киев даже не догадывался, что живет на пороховой бочке в прямом смысле этого слова.

В последующие годы Лысая гора таила в своих дебрях и глубоких рвах оружейные склады, тюрьму (с местом казни), военный завод и воинскую часть. Но технологическое приспособление горы не развеяло вокруг нее загадочной атмосферы. Наоборот, она только сгустилась. О горе продолжают писать уже современные литераторы, о ней сочиняют небылицы уже молодые киевляне. Однако общее впечатление киевлян о сегодняшней Лысой горе неизменно: она уютна и зловеща одновременно. Она окутывает красотой, но запускает в душу какую-то ледяную струйку тревоги. В крутых ярах и на солнечных полянах ее всегда тихо и почти безлюдно. С чего бы это, если к месту идеального пикника от метро Выдубичи идти всего ничего? Значит, великие классики все-таки что-то знали о Лысой горе?

Читайте также: «Можливе звільнення Кличка з посади голови КМДА ― пояснюємо, що до чого»

0%
96%
4%
0%
Город 10.07.2019
Более сотни предприятий и один ломбард: справочник по Киеву 1934 года

Начинаем новый цикл материалов «Киев в старых путеводителях».

Киев 1934 года
Более сотни предприятий и один ломбард: справочник по Киеву 1934 года

Первые механические прачечные, заводы «Красный дрожжевик» и «Красный пахарь», клубы трамвайщиков-строителей-печатников и целые четыре национальных театра – все о городском устройстве и быте киевлян 30-х годов.

Старые путеводители – лучшие летописи своего времени: минимум текста, максимум информации. Этот справочник издан в год, когда столица украинской республики переехала из Харькова в Киев. Из него мы узнаем не только о том, как было структурировано коммунальное хозяйство, но и о некоторых деталях городской жизни, представление о которых наши современники не имеют ни малейшего. Вот вы, например, знаете, как правильно ездить на трамвае?

«Очередь следует устанавливать параллельно к трамвайной колее у остановки... Входить в вагоны с передней площадки разрешается только…»  

И далее следует длинный список льготников. Чтобы вагон не перегружался, после объявления кондуктора: «Мест нет!» садиться в вагон запрещалось. 

Но как же приятно встретить в списке маршрутов старого знакомого: долгожитель «12-й» до сих пор ходит от Контрактовой площади (тогда Красной) до Пущи-Водицы. И еще один интересный маршрут: 14-й.

Такое вот правописание первых лет украинизации с откровенным диалектизмом «соша» и топонимом «Броварі» вместо привычного нам «Бровари/Бровары». Бензотрамвай ходил в Киеве еще з 1911-го года: сначала по Цепному мосту, а после его уничтожения – по мосту Е.Бош. Известен еще как Слободская линия или Дарницкий трамвай.

Раздел «Гостиницы» не изобилует предложениями. Однако обращаем внимание: к каждому из отелей подходит несколько маршрутов трамвая. 

О том, куда подевались линии первого в Российской империи трамвая, деликатно умолчим. А вот «Палас» из справочника стал «Премьер-паласом» (до того назывался «Украиной»). «Червоний шлях» на Ленина, 1 – это бывшие, еще дореволюционные «Номера Кане» (здание Центрального гастронома). А вот «Західна Україна», где номер дома не указан, не исключено, что бывшие номера Гладынюка (ныне – здание «Укринформа» на углу Богдана Хмельницкого и Пушкинской). 

 «3-й Интернационал» на Воровского, 38 (сейчас Крещатик), скорее всего, – бывший «Савой-отель». Здание располагалось приблизительно между современным ЦУМом и горсоветом. «Гранд-отель» на той же улице имеет номер 22, что соответствует местоположению современного Главпочтамта. 

Далее в книжечке – автобусные маршруты. Их на 1934-й год, как ни странно, всего четыре. Взгляд невольно останавливается на трех последних остановках «четверки»: Еврейское кладбище, Лукьяновское кладбище, Сырецкие лагеря.

Эти местности после немецко-фашистской оккупации приобрели в нашем городе славу трагических символов. Кладбища – и без того печальные места, но Еврейское и Лукьяновское фигурировали еще и в страшном шествии к Бабьему Яру в сентябре 1941-го, а военные лагеря и войсковая часть на Сырце после освобождения города стали известны как Сырецкий концлагерь. 

Оперный имени Карла Либкнехта. Новая жизнь, новые театры, новое кино

Следующая глава – театры, клубы, кино. Кроме сохранившихся до наших дней Оперного, ТЮЗа, театров украинской и русской драмы, обнаруживаем в списке также польський театр и еврейский. Далее – целый ряд ведомственных клубов и кинотеатров, обезличенных и унифицированных под общим названим «Госкино» и порядковым номером.

Еврейский театр на Воровского, 42. Этому адресу соответствует лишь один их уцелевших особнячков под современным №27-а по Крещатику. Он располагался во втором ряду старого Крещатика (сейчас Национальный союз журналистов). Польский театр давал свои представления на Прорезной, в помещении нынешнего Молодого театра. Театр юного зрителя на Карла Маркса располагался между домами 4 и 6 по современной улице Городецкого. Радиоцентр и Радиотеатр работали в те годы в перестроенном номере 30, где до революции располагалось популярное кафе Семадени. 

И, наконец, кинотеатры. 1-е Госкино – бывший первый городской кинотеатр Шанцера, работавший в дворовой пристройке к гостинице «Савой» (как мы уже знаем, на этом месте сегодня мэрия). 2-е звуковое Госкино – бывший кинотеатр «Экспресс» в доме №25 (тоже не сохранился). 3-е космомольское кино – нынешний кинотеатр «Октябрь». 4-е – бывший «Эхо» на Красноармейской, 61.

В общем, 9 кинотеатров, хотя еще в 1913-м году в Киеве их насчитывалось аж 35.

Наконец, культурно-просветительский раздел справочника. Сразу бросается в глаза: Андреевская церковь названа Андреевским памятником (архитектуры). Центральная рабочая библиотека располагается по улице Революции, 14-а. Почему так разнится нумерация, ведь нынешний адрес Парламентской библиотеки - Грушевского, 1? Тогдашняя улица Революции унаследовала нумерацию от улицы Александровской, объединявшей Современный Владимирский спуск и улицу Грушевского.

А «улица Ливера» вместо Андреевского спуска стала, конечно, травмой для города. Слава богу, излеченной и забытой.

Промышленный город на судоходной реке: четыре буквы

Очень объемный раздел в справочнике – промышленность. Киевские предприятия классифицированы даже по направлениям. Некоторые заводы дожили почти до наших дней или уничтожены в последние годы. Встречаем на страницах еще живыми именитые заводы им. Артема, «Большевик», «Ленкузницу», завод им. Домбаля (позднее завод электротранспорта им. Дзержинского, прекратил существование, отметив 100-летний юбилей в 2006-м).

А вот КРЭС на Рыбальськом острове — Киевская районная электростанция — работает до сих пор как ТЭЦ-2.

Список переименованных улиц очень интересен и актуален для Киева во времена перемен. Как видим, не все современные улицы вернули себе исторические названия, как уверяют нас городские правители. Улица Коминтерна не стала Безаковской, улица Ленина – Фундуклеевской, а Январского восстания – Никольской.

А вот и расписание поездов с электричками и – самое интересное – пароходов. Запорожье, Ржищев, Гомель, Чернигов, Херсон, Мозырь – какими же живописными были эти водные маршруты! Уже четверть века как водный транспорт стал для киевлян экзотическим прошлым. Пассажирское пароходство уничтожено, а заброшенное здание Речного вокзала отдано под арт-пространство.

Горнарпросвещение и Горкомхоз: город времен «Мастера и Маргариты»

Адреса республиканских, областных и городских ведомств и организаций. В городе было четыре административных района: Ленинский, Октябрьский, Петровский и Сталинский – ничего из собственно киевской топонимики. А названия учреждений! «Обл.Упр.Внусправ, Головпостач, Комісія Партконтролю, Міськліт…» Повеяло Булгаковым с его Массолитами, Канцеляриями зрелищных комиссий и «Вестниками пароходства». Все же произведения Михаила Афанасьевича (не мистическая их часть) очень документальны.

Спуск им. Иванова, он же Канатная электрическая железная дорога, он же бывший Михайловский электрический подъемник. Все эти названия в разные времена носил киевский фуникулер. Что касается остановок, несложно догадаться: Милицейской площадью в 30-е называлась нынешняя Михайловская: на нее выходило фасадом городское управление милиции. Через три года площадь уже будет называться Правительственной. А нижней части улицы Революции (нижняя станция фуникулера) соответствует современный Владимирский спуск, упирающийся в Почтовую площадь.

На 1930-е годы в Киеве пришлось активное обустройство зоопарка: пополнялась коллекция животных, велась научная работа. Городской зоопарк, к счастью, остался на старом месте, Берестейском шоссе, т.е. на проспекте Победы.

 

Совсем недавно по историческим меркам Киев не был так уставлен ломбардами – по сто ларьков на район. Оно и понятно: нет казино и наливаек – нет и спроса. А был Городской ломбард большим и пристойным учреждением в центре города. Долгие годы располагался на Крещатике, а дореволюционный ломбард, как подтверждает и этот справочник, на улице Свердлова (Прорезной), на углу с Музыкальным переулком, 3. Обращают на себя внимание телефонные номера: в Киеве в 1934-м году они уже четырехзначные, хотя трехзначные еще встречаются.

Таким образом, в исчезнувшем Музыкальном переулке, кроме Консерватории, Музыкального училища и Музыкальной школы, нашлось место и городскому ломбарду. Вход в переулок превратился сегодня в арку на Прорезной, 6, а бывший музыкальный квартал – во внутреннее пространство Национального радио, а ранее – и телевидения.

Вот мы и погостили в старом межвоенном Киеве. Что-то в нем отталкивает (безграничная идеологизация), что-то вызывает удивление, но в основном все же – искреннее уважение: упорядоченность, заводы-фабрики, и трамваи, трамваи, трамваи… Листать страницы документа эпохи с высоты дня сегодняшнего (или со стороны) и любопытно, и неловко: во имя чего тогда все это было – столько работающих заводов, фабрик, отнюдь не модернизированных и окрепших и даже не перенесенных за город, а просто исчезнувших сегодня? А ведь когда-то киевляне ездили на мотоциклах и трамваях собственного производства, работали за станками, которые тоже производились в Киеве, а жители Киевщины убирали хлеб на своей, а не импортной технике. Но как бы ни хотелось что-то изменить в прошлом, можно ли изменить синусоиду истории?


В статье использованы материалы сайта Стефана Машкевича «Памяти киевских трамваев».

Читайте также: «Три маршрута по Киеву, если гости приехали на пару часов».

0%
100%
0%
0%
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com