«Во время захвата самое главное — не геройствовать»: моряк о жизни в море

Наш собеседник ходит в море уже больше сорока лет и сейчас занимает на корабле далеко не последнюю должность. Он согласился с нами поговорить исключительно на условиях анонимности, не указывая ни имени, ни должности, ни названия корабля. Собственно, это и не было необходимо, ведь человек, который больше половины жизни провел в море, и так может рассказать массу интересного.

О первом выходе в море

Я был курсантом. Был 1976 год, мне тогда было 16 лет, и это была первая практика курсантов в море. С тех пор прошло уже больше 40 лет.

Практика была где-то с февраля по май. Судно было учебно-производственное, рейсы — короткие, максимум три недели. Работали в Средиземном море.

Это были специально построенные судна для практики курсантов на борту: было учебное машинное отделение, учебный мостик, учебная вахта. Всего в то время было пять учебных судов. Принадлежали они по большей части Одесскому высшему инженерно-морскому училищу. И одно парусное учебное судно Херсонской морской академии.

 
Фото: Jaleel Akbash

О романтике

Романтика всегда должна присутствовать при выборе профессии. Мне хотелось увидеть, научиться. В данный момент, как я вижу по молодым людям, романтики уже особо нет, есть желание работать, четко выполнять свою задачу и зарабатывать.

Однажды так получилось, что я дал зеленый свет одному молодому человеку. Как-то пришел в школу к детям и рассказывал о море. И так получилось, что с моей легкой руки один молодой человек захотел уйти в море. И он действительно стал хорошим моряком.

 

О специфике работы

Это цикличная работа, но большой цикл не рекомендуется. Мне приходилось быть в море 9 месяцев, и я знаю, что это тяжело. Психологически первый месяц идет как подстраивание. Второй – организм адаптируется к тому, что он находится вдалеке от дома, в специфических условиях. Третий – начинается рутина. Зачастую после трех месяцев рутина затягивает, притупляются чувства, внимательность.

Идеальный вариант – два месяца поработать, пару недель отдохнуть.

О семье

В основном все сейчас работают в частных компаниях, которые не предусматривают заход в дом. Но встреча с семьей – это очень важно. Однажды была ситуация: был длительный переход, когда захода домой не было, и тогда часть семей приехала в Грецию к экипажу.

К некоторым не приехали, но никто не завидовал. У кого была возможность, тот и приехал. Энергия, которую получаешь при встрече с семьей, остается надолго. Оптимальный вариант отрыва от семьи – это месяц-два.

Об отношениях между моряками

Мы все интернационалисты, мы никогда не делим друг друга ни по нациям, ни по религии, ни по политическим убеждениям, потому что тогда будет очень тяжело. Люди разные встречаются, если иногда происходят какие-то ситуации, то человека сразу домой, потому что это закрытое пространство, которое должно обеспечивать нормальную жизнь.

В основном разговоры стараемся вести дружеские. Ни о политике, ни о религии мы не говорим. Мы празднуем и Пасху, и Рождество, и Рамадан, и Дивали. Хотя и разные национальности. Моряки – это такой народ, что старается уважать любую религию, любые традиции и навыки.

О новых городах

Когда судно стоит в порту, для моряка это отдушина, возможность походить по земле. Конечно, когда стоянка небольшая, то все усилия направлены на то, чтобы пополнить запасы и подготовить корабль к следующему проходу. А когда стоим несколько дней, то капитан и администрация даже приветствуют, когда люди выходят на берег, чтобы снять отрицательную энергетику от железа и пройтись по земле. Бывает, если человек не хочет выйти в город, то его чуть ли не силком заставляют. 

Фото: Matt Mariannelli

Про пиратов

Я попадал под пиратский захват, и дважды пираты пытались напасть на судно.

Пиратский захват для каждого из моряков — это стресс. Никто не знает точно, как он себя поведет в такой ситуации. Самое главное — это не допустить захвата. Есть несколько мер предосторожности: колючие проволоки, охрана, система безопасности и т. д.

У меня это случилось давно, тогда системы безопасности были попроще и послабее. Это было в малайзийском регионе. Пираты использовали элемент неожиданности — они попросту, как обезьяны, забрались на корабль. Человек, который был тогда на дежурстве, поздно их заметил и не успел всех предупредить. Он решил спрятаться, испугался за свою жизнь. И его нельзя в этом винить, все по-своему реагируют на такие ситуации.

Во время захвата самое главное — не геройствовать. Мы им заговаривали зубы, в чем-то подчинялись, начали даже запугивать, мол, судно старенькое, без управления долго не протянет, может загореться, взорваться и так далее. Они ушли сами с корабля, нас никто не спасал. Захват длился где-то 1,5 часа.

Они взяли то, что хотели, мы не препятствовали. Сколько чего забрали, мы не считали. У одного моряка тогда забрали нательный крестик. Для него это было очень важно, и он тяжело переживал это. А так ценности, деньги — это ничто по сравнению с человеческой жизнью, тем более что это все застраховано. Главное, по возможности предотвратить сам захват, но если уже такое случилось, то сохранить себя.

Про женщин на борту

Женщины редко приходят, один раз я видел шесть девушек-кадетов, но их отправили на другой корабль. Женщинам на флоте трудно.

 

Про перемены в профессии

Сейчас выбор больше, много частных компаний. В Советском Союзе в основном все работали на державу. Сейчас все рассчитывают на себя и свои профессиональные навыки. Молодому поколению открыты все дороги. Какое-то время был спад, но сейчас довольно активно приходят курсанты, при этом толковые парни. Хотя и бестолковых, конечно, тоже хватает. Одним словом, флот постепенно обновляется. Новые технологии, новые подходы к управлению, новая техника — сейчас уже не в почете моряки, которые умеют бить кувалдой, заниматься грубым физическим трудом и т. д.

Читайте также: «Тишь да гладь: топ-7 киевских ресторанов у воды»