«Дима, Дима! Меняй пост! Мы все-таки выиграли!», — взволнованно говорит Катя, руководитель платформы «Мурахи», и через минуту Дмитрий Федоренко уже строчит новый текст в Facebook – о том, что мы победили в конкурсе SME Star Awards от Европарламента и теперь поедем в Брюссель за наградой.
SMA Star Awards — это конкурс для представителей малого и среднего бизнеса. Как правило, проходит он только для стран Евросоюза. Но в этом году впервые участие приняли и страны-соседи. Парламент просит депутатов разных регионов предложить своих кандидатов на награду. И весной наш социально-благотворительный проект «Мурахи» получил письмо, из которого узнали, что проект вызвал неподдельный интерес у депутата Европейского Парламента Михала Бони из Польши, и теперь участвует в конкурсе.
«Мурахи»
Несмотря на скромное, но сильное название, первая благотворительная платформа «Мурахи» — это проект, который меняет представление украинцев об осознанном потреблении. Конечно, вы можете что-то продать или купить и на других платформах. Но тогда, как правило, для человека, выручившего деньги, благотворительность остается в лучшем случае на 10-м месте.
«Мурахи» дают возможность сделать свой вклад в доброе дело мгновенно. Здесь все просто. Если вы решили продать вещь, которая вам уже не нужна — размещаете ее на платформе и указываете фонд, в который хотите отправить выручку от продажи. Дальше, как только товар покупают, вы относите его на «Новую Почту». А деньги сразу же отправляются творить добро через проверенный фонд. Это простой и понятный способ. Он не требует особых усилий, душераздирающих историй и множества операций. Достаточно просто желания.
Но для Европы «Мурахи» оказались больше, чем просто социальным проектом. Важнее было то, что делает его общественная организация «Это наш Киев», созданная онлайн-изданием «Наш Киев». И спонсируется это медиа не олигархами или политическими силами, диктующими правила игры, а само обеспечивает свое существование, монетизирует продукт и реализует социальные проекты. Издание не просто пишет о существующих в городе проблемах, а само создаёт изменения, которые эти проблемы решают.
После полугода ожидания в Facebook на страничке Михала Бони появилось сообщение о результатах конкурса. Дима, создатель «Нашего Киева», радостно пишет в пост о том, что проект – в пятерке лучших, но уже через несколько часов на электронку приходит официальное письмо из Европарламента и пост приходится поменять: «Наш Киев» едет в Брюссель за наградой победителя!
Дальше Диму и Катю ждет поддержка коллег. А еще ненависть соседей, вынужденных слушать, как за стеной девушка то и дело репетирует, переписывает и снова репетирует речь, которая вот уже совсем скоро поменяет взгляд Европарламента на Украину.
Стеклянные джунгли Брюсселя
Катя: Вот этот район Брюсселя, где расположен Европарламент – это кварталы огромных стеклянных зданий. Все крупные международные организации — ООН, ПРООН, NASA — все находятся там. И в этих стеклянных джунглях сразу обращаешь внимание на огромное количество безостановочно бегущих людей: все в костюмах, перемещаются из офиса в офис с маленькими чемоданчиками, в которых, кажется, умещают всю жизнь. Сегодня они работают здесь, завтра они летят в другую страну, на следующую встречу. Ощущение, что они никогда не устают и никогда не останавливаются. Когда у нас помялись костюмы и мы искали химчистку, их оказалось действительно много. Ты заходишь, и видишь огромные аллеи этих костюмов, потому что это то, чем живет этот вечно движущийся Брюссель с его бизнес-сообществом.
Сам Европарламент — это огромное здание с большими стеклянными коридорами, которые соединяют между собой несколько других строений. В нем растут деревья, там проводят выставки. На этажах можно легко найти книжные магазины, парикмахерские, салоны красоты, бутики с одеждой, офисы турфирм и рестораны. Это здание, в котором окна не угасают даже ночью. Кажется, что все сделано так, чтобы люди могли работать там круглосуточно, даже не выходя наружу.
Наверное, я бы и сама хотела бы пожить там, но недолго, до пары лет. Брюссель – это европейский Нью-Йорк, в нем кипит жизнь. А мне нравится кипящая жизнь. Количество встреч за час, за минуту, — просто зашкаливает. И это не может не вдохновлять, мотивировать и даже немного пугать. Но это же как раз самое интересное: а сможешь ли ты жить и работать на уровне этих людей, с этой же скоростью?
Европарламент - это огромное здание, в котором окна не угасают даже ночью. Кажется, что все сделано так, чтобы люди могли работать там круглосуточно, даже не выходя наружу
Дима: Больше всего меня поразила энергия, которая витает в Евроквартале Брюсселя. Тысячи и тысячи людей разных возрастов в костюмах и деловых платьях с утра пьют кофе на площади Люксембург, в обед едят бургеры на импровизированном фестивале уличной еды, а вечером заполняют каждый уголок этой площади, наполняя его гулом. Это культура нетворкинга, которой нас никогда не учили и, которой у нас вообще нет. Буквально каждый перерыв во время церемонии награждения использовался всеми участниками процесса, чтобы познакомиться с как можно большим количеством людей. Обменяться визитками, улыбками и короткими питчами своих проектов или бизнесов. И нам очень срочно нужно научиться этим широким улыбкам, жестам и коротким презентациям себя и своего проекта. Без этого наши перспективы в Европе достаточно туманны, ведь мы просто не умеем себя продать, усложняя все и вся.
Нам очень срочно нужно научиться этим широким улыбкам, жестам и коротким презентациям себя и своего проекта. Без этого наши перспективы в Европе достаточно туманны, ведь мы просто не умеем себя продать, усложняя все и вся
«Потому что мы любим Украину!»
Мероприятие с красной дорожкой в Европарламенте — это примерно как проходить в правительственный самолет. Снятие поясов, выкладывание сумок, проход через рамку и удивление: «Украина? А разве здесь могут находиться страны не из Евросоюза?». Катя с Димой за вечер много раз с гордостью успели рассказать, что украинцев в Европарламент пригласили. И не просто как гостей, а как триумфаторов.
Катя: Мы ждали, что Михал Бони, подавший нас на этот конкурс, представит нас, расскажет, почему наш проект был отобран и почему он верил, что мы можем стать победителями. Но уже во время мероприятия выяснилось, что он попал в больницу и представить нас, к сожалению, не сможет. Когда оставалось 5 минут до нашей номинации к нам подошла его коллега и коротко расспросила, чем мы занимаемся. Представляя нас, она была немногословной и просто сказала, что мы сами о себе лучше расскажем.
Я и до этого понимала, что на мне лежит огромная ответственность. Нельзя выйти и просто сказать спасибо маме, папе и Европарламенту. Хотелось успеть донести то, что мы – больше, чем просто проект. То, что мы – больше, чем бизнес. То, что мы сами создаем те изменения в городе и в стране, о которых хочется писать и рассказывать.
Настроение в зале было праздничным – люди активно общались, ели… Мне очень хотелось оторвать их от этого всего, мне хотелось, чтобы мои слова услышали. И это было неожиданное ощущение, когда говоришь и вдруг слышишь тишину. Через пару абзацев моего спича все начали слушать, кивать и сопереживать. Это было потрясающе. Спускаясь со сцены, я чувствовала себя как минимум Маргарет Тетчер, люди поднимались из-за столов, пожимали мне руки и благодарили за речь.
Когда я закончила, евродепутат, представлявшая нас, попросила снова взять слово. «Нас все время спрашивают, почему мы так много говорим об Украине, - сказала она. - О каком бы вопросе ни шла речь, Украина упоминается обязательно. Сейчас я знаю ответ. Мы говорим об Украине не потому, что там проблемы, а потому, что мы любим Украину. Да, мы действительно любим ее. Потому что там есть вот такие ребята!» Это самые ценные слова, которые можно было услышать».
Нас все время спрашивают, почему мы так много говорим об Украине? О каком бы вопросе не шла речь, Украина упоминается обязательно. Сейчас я знаю ответ. Потому, что мы любим Украину. Да, мы действительно любим ее. Потому что там есть вот такие ребята!
Подслушано в кулуарах
Дима: Общаясь в кулуарах Европарламента во время церемонии награждения, я сделал несколько неожиданных открытий:
Во-первых, малый и средний бизнес - это, пожалуй, самая популярная электоральная база в ЕС и европейские политики пытаются завоевать именно их симпании.
Во-вторых, малый и средний бизнес – это кровь цивилизованных экономик. И именно о нем в первую очередь заботятся депутаты европейского Парламента.
В-третьих, об Украине в Европе знают крайне мало. И буквально каждый наш собеседник говорил о том, что хотели бы знать больше, чтобы оценить наши возможности для их бизнеса.
В-четвертых, в Европе много медиа. Они обласканы, они сыты. И они просто профессионально делают свой продукт, совершенно не заботясь о том, как он меняет сознание их читателей. Никому из них и в голову не пришло бы создавать социальное предприятие для того, чтобы быть не просто классическим медиаретранслятором, а делать что-то в реальной жизни.
Об Украине в Европе знают крайне мало. И буквально каждый наш собеседник говорил о том, что хотели бы знать больше, чтобы оценить наши возможности для их бизнеса
Самое ценное
Катя: После выступления к нам подходили люди, хвалили, поддерживали, давали визитки. Самым приятным, как для медиа, было получить визитку от представителя Facebook в Европарламенте. Она поблагодарила за речь, сказала, что это был спич лидера, а в шутку добавила, ну ладно, ладно, жалуйтесь, что вам не нравится в новой политике Facebook.
По возвращению домой еще неделю было сложно переварить все произошедшее. Есть такие события, ключевые для твоего профессионального роста. Победа в Брюсселе и выступление в Европарламенте – это событие колоссального уровня! Это невероятно круто. И невероятно страшно. А вдруг больше никогда не будет чего-то такого, что может быть выше этого? И что раньше времени будешь, как старая бабушка, вспоминать: а вот когда-то я делала вот это, и это было хорошо. Хочется, чтобы каждый раз было что-то новое, был новый этап, когда ты можешь преодолеть себя, чему-то научиться, сделать что-то, что вызывает у тебя мурашки и страх. И при этом ты не отказываешься, а принимаешь это, делаешь внутреннюю растяжку – сможешь или не сможешь? – и идешь вперед.
Мы должны начать создавать что-то, чтобы познакомить нас друг с другом. И именно эта цель выглядит очень привлекательной
Дима: Из Брюсселя я привез очень четкое понимание того, что мы на правильном пути. Что медиа не просто доносит ценности бренда, но и может отлично реализовывать социальные идеи, меняющие сознание людей. Что Украина – это точно часть европейского сообщества. Просто ни мы, ни сами европейцы об этом не догадываются. А значит мы должны начать создавать что-то, чтобы познакомить нас друг с другом. И именно эта цель выглядит очень привлекательной.
Впереди у «Нашего Киева», у «Мурах», да и у самой Украины множество важных и успешных социальных проектов. Хочется верить, что каждый из них будет делать нас ближе к Европе, а Европу – ближе к нам. Чтобы в Европейском Парламенте об Украине говорили все чаще. И не как о стране, в которой проблемы без решений. А как о стране, где даже маленькие организации умеют принимать меняющие жизнь решения. И делают это так хорошо, что даже Европа может поучиться.
Читайте также: «Как аренда и совместное использование помогают зарабатывать»