Антон Гливинский и Роман Жихарский по профессии совершенно далекие от музыкальной сферы люди: первый ― владелец PR-бизнеса, второй ― и вовсе гинеколог. Ребята еще в школе мечтали стать музыкантами, исполнять собственные песни и собирать стадионы. Со временем о своем желании они забыли, но 20 лет спустя все же воплотили его в жизнь ― записали песню и смогли пробиться на радио.
О чем нужно знать начинающим музыкантам и куда обращаться, если очень хочется петь, ― на личном опыте в нашем материале.
Решили стать музыкантами
Антон Гливинский и Роман Жихарский ― друзья детства. Они вместе учились в школе, оба жили далеко от нее и добирались на уроки на автобусе. В одну из таких поездок в 1998 году Антон и Роман решили, что было бы неплохо заняться музыкой.
Антон: Мы тогда учились в 10 классе, хотелось нравится девушкам. Шутка, конечно, ― хотели себя реализовать. Рома учился играть на гитаре в музыкальной школе, и я предложил ему заняться музыкой. Он говорит: «А, давай! Я всю жизнь об этом мечтал». Договорились, что он будет играть на гитаре и писать музыку, а я, поскольку ничего не умею, буду писать тексты и петь, ― рассказывает Антон.
Первые песни, говорит Антон, были сложными: о тяжелых материях, с глубинным смыслом и причудливыми конструкциями. «10-11-й класс все-таки», ― смеется он. Тогда же была написана песня, которая попала в ротацию на радио в этом году, ― «Сніг».
Антон: Изначально она была русскоязычная и называлась «Снег ― это я». Она сильно отличалась по смыслу от той версии, что получилась в итоге. Все-таки русский текст я писал в 16 лет, и, честно говоря, сейчас не совсем понимаю, какой смысл тогда в него закладывал.
Роман: Антон у нас был очень любвеобильный, молодой и горячий парень. Это сейчас он уже остепенился. Я уверен, что песня «Снег ― это я» была о какой-то очередной сильной любви (смеется).
Антон: Вообще наша первая песня называлась «Плохо». Тогда группы «Хорошо» еще не было ― мы не могли придумать название. Хотели что-то серьезное вроде «Роза ветров», был даже вариант вокально-инструментального ансамбля «Розочка». Но в итоге решили: нужно название, которое стадион сможет легко прокричать, ― да, мы были амбициозными ребятами. Подумали: есть песня «Плохо», давай сделаем группу «Хорошо».
Сделали перерыв
После школы Антон и Роман поступили в университеты, Роман женился. Заниматься музыкой ребята почти перестали.
Роман: Желание петь вроде и осталось, но времени на это не было. Антон по-прежнему писал много текстов, а я ушел в сторону ― долго не писал музыку.
Антон и Роман родом из Донецка, и в 2014-м, с началом войны, они с семьями перебрались в Киев. Здесь тоже было не до музыки ― нужно было обустраивать жизнь в новом городе. Но в 2017-м ребята, попивая вино в одном из столичных ресторанов, все же вернулись к детской мечте.
Роман: Мы решили так: если сейчас этим не займемся, то не займемся этим никогда. Или мы в этом году делаем настоящий трек, или забываем эту историю и больше к ней не возвращаемся.
Возродили мечту
Ребята решили выпустить песню «Снег ― это я». Ее демо-версия была записана еще в 2000-х, но качество композиции очевидно не дотягивало до понятия «формат». Пришлось искать саунд-продюсера ― это первый шаг на пути к профессиональной музыке.
Роман: По сути, песня начинается с выбора саунд-продюсера. Он оформляет материал, знает базовые правила, которые помогают сделать песню форматной. Говорит, что припев не звучит или песня слишком скучная и замудренная. Саунд-продюсер предлагает варианты и точно знает, как превратить ваш материал в песню.
Формирование финального аудиотрека ― очень длительный, тонкий и профессионально не простой процесс. Все, записанное в студии, собирается и склеивается воедино.
Роман: Сначала делают сведение, чтобы все музыканты играли в ритм и ноты. Потом трек отправляется на мастеринг, где его выстраивают по частотам, настраивают громкость каждого инструмента и общую громкость трека. Так что если вы хотите выйти на профессиональный уровень и хотите, чтобы вас услышали, без саунд-продюсера не обойтись.
Антон: В принципе, если сильно захотеть, можно сделать все это и дома. Но это займет настолько много времени и сил, что деньги стоят дешевле, чем все затраченные ресурсы.
Роману и Антону повезло: их познакомили с Милошом Еличем, клавишником группы «Океан Эльзы». Он как саунд-продюсер работал с Христыной Соловий, Kozak System и другими известными украинскими исполнителями. Ребята дали послушать ему пять своих песен, записанных под гитару. Милош сказал, что с этим материалом можно работать.
Антон: Найти саунд-продюсера ― не проблема. В интернете море информации. Если нравится альбом какого-то исполнителя, можно узнать, кто выступил его саунд-продюсером и обратиться к нему.
Записали песню
Шаг второй ― найти студию. Антон и Роман записывались у Милоша. Ребята отмечают, что как и в случае с поиском саунд-продюсера, найти студию звукозаписи не составляет труда.
Роман: Сейчас на рынке есть предложения, где песню предлагают полностью спродюсировать под ключ. Стоит это от 200-300 долларов до двух-трех тысяч и больше.
Команда музыкантов ― это третий шаг. Хорошо, если они есть: например, вместе с Романом и Антоном в свободное от основной работы время играют несколько профессиональных музыкантов ― клавишник, бас-гитарист и барабанщик. Это давние знакомые ребят, и песню «Снег ― это я» Антон и Роман записывали с ними. Но в случае отсутствия таких знакомых, профессиональных музыкантов, которые запишут с вами трек, можно найти и в интернете.
Антон: Мы из своего кармана оплачивали студию, запись трека, продюсирование, бек-вокалистку. С музыкантами мы давно дружили, поэтому они брать деньги отказались. Когда песня была готова, пошли с Ромой в ресторан и отметили это дело с шампанским.
Написали новый текст
Антон рассказал о песне друзьям из одного телеканала. Те предложили дать послушать трек продакшену ― мало ли, возьмут для какого-нибудь сериала.
Антон: Друг спросил, на каком языке песня. Ну, на русском. И вдруг ответ: «Чувак, извини, квоты». В итоге еду я как-то домой, напеваю что-то в машине под минус «Снег ― это я». Попал в пробку, вижу указатель на Оболонь. «Оболонь ― тане сніг в долонях» ― так и написал украинский текст. Роме понравилось, и мы в студии переписали трек. Он стал называться «Сніг».
Украинская и русская версии песни ― композиции с абсолютно разным смыслом. Ребятам украинская версия нравится больше ― она, как они говорят, взрослее.
Языковые квоты ― отдельный вопрос для музыкантов. Квоты ввели в 2016-м, начали с требования в 25% украиноязычной музыки в эфире радиостанций. В этом году они составляют уже 35%. Но есть исключение: для радиостанций, в эфирах которых более 60% музыки звучит на языках ЕС, квота стабильная ― 25%.
Языковые квоты на телевидении еще выше: 75% на общенациональном телевидении и 60% для местных каналов. Именно поэтому Антон советует по возможности писать тексты на украинском ― это даст больше шансов, что вашу песню возьмут в ротацию.
Роман: Мы раньше как писали песни? Ну придумали текст и ок. А когда окунулись в эту атмосферу профессионально, поняли, что еще нужно думать, как правильно подать текст. Есть определенные рекомендации, которые помогают сделать песню лучше и форматнее: сколько должно быть припевов, как они должны звучать, как скомпоновать слова.
Антон: Сейчас у нас есть правило ― объяснять в текстах вещи простыми словами: простой текст без заумных конструкций, слова со смыслом и вещи, которые помогают в голове визуализировать историю из песни. Например, в треке «Сніг» есть строчка «в квартирі десь на краю Оболоні». Она рождает в голове слушателя картинку, и ему проще понять смысл, заложенный в песне.
Оформили права и попали на радио
Уже с готовой песней ребята обратились в музыкальный лейбл ― компанию, которая управляет юридическими правами на трек. Это, по словам Романа, крайне важный момент, который точно стоит учесть начинающим музыкантам. Двигаться в этом направлении ребятам подсказали знакомые.
Роман: Если песня станет популярной, деньги она будет приносить тому, кто оформил на нее права. И если вовремя этого не сделать, другие могут вас опередить и оформить права на себя.
Антон: Плюс с прав на песню можно получать роялти, хоть и небольшое. Мы, правда, еще его не получали и пока даже не понимаем, какая это будет сумма. А еще лейбл отправляет песню на радиостанции и публикует ее на всех стриминговых сервисах ― iTunes, Spotify и других. Найти лейбл можно в интернете, в Украине их около 10.
Ну, а дальше Роман и Антон стали стучаться во все двери: «залили» трек в YouTube, спрашивали в Facebook, кто может помочь с контактами на радио, и, помимо лейбла, сами стали отправлять по электронной почте свой трек на всевозможные радиостанции. В Facebook посоветовали отправить песню на радио Джем ФМ ― одну из немногих, где берут в ротацию треки начинающих музыкантов. В итоге откликнулись Радио Шансон и Джем ФМ.
Антон: На Джем ФМ есть рубрика-конкурс «Дари року», где «крутят» треки молодых исполнителей, а слушатели голосуют за понравившийся. Если песня выигрывает недельный этап, а потом месячный, ее берут в ротацию. Наш трек «Сніг» стал лучшим за месяц и попал в ротацию. Через неделю мы уже были на 20-м месте чарта «Непопса», а через четыре выиграли его. Весь этот период сложно описать словами ― только реакцией «Аааааааа!».
Антон говорит, что сейчас есть целый ряд ресурсов для молодых музыкантов. Например, платный ресурс tophit.ua, который контролирует, сколько раз та или иная песня прозвучала в эфире радиостанций. Главное ― стучаться и использовать все возможности.
Будут продолжать дальше
Антон и Роман решили: если с первой песней получится, они будут заниматься этим и дальше. Если нет, значит, они просто исполнили детскую мечту.
Антон: Мы сейчас не стали супер-известными чуваками ― мало кто знает группу «Хорошо». В Shazam за три месяца нашу песню прослушали около тысячи человек, из них раз 10 я (смеется). Но главное, мы поняли, что у нас есть своя аудитория, а значит есть, для кого это делать. В совокупности на всех ресурсах мы собрали порядка 500 тысяч прослушиваний ― немного, хотелось бы больше. Но люди отзываются, пишут, что эта песня похожа на их историю.
Антон и Роман хотят заниматься музыкой и дальше: в ближайшее время планируют записать еще несколько песен, чуть позже ― снять клип и даже записать альбом. А еще хотят на музыке зарабатывать.
Антон: Не скрываю, хотелось бы для начала выйти в ноль, а потом на заработанные деньги записывать следующие песни. Ведь зачем заниматься каким-то делом и при этом не стремиться чего-то достичь? Нужно стучаться, всем писать, спрашивать, к кому обратиться. Да, нужно быть готовым, что кто-то не отреагирует, но очень многие готовы помочь, дать рекомендации. Так что возможно все, главное ― сильно этого хотеть и не бояться обращаться к людям.
Читайте также: «Почти по-летнему: 8 самых уютных террас в ресторанах Киева»