«We are not rich enough to buy cheap things». Знаете ли вы, кому принадлежат эти слова?! Нет, не барону Ротшильду, а одной из самых стильных женщин прошлого века, королеве стиля Мадлен Вионне. Сегодня ее имя знают лишь специалисты и историки мира моды, а ее новаторские для прошлого столетия идеи успешно скопированы и присвоены уже более поздними творцами.
- Женщина, чьи творения уходили с молотка за миллионы долларов!
- Женщина, чья техника конструирования платьев до сих пор остается загадкой!
- Женщина, которая первой заявила, что женскую фигуру должен делать не корсет, а гимнастика!
Редакция Наш Киев подготовила для вас специальный цикл историй о гениях мира моды и их неоспоримом влиянии на нее. Начнем же!
История Мадлен Вионне — это пример силы духа и служения чистому гению моды!
Будучи коммерчески неуспешной, она никогда не боялась экспериментировать и отстаивать свои идеи, что и возвело ее на модный Олимп. У нее учились Кристобаль Баленсиага и Аззедин Алайя, а Кристиан Диор называл ее творчество недосягаемой вершиной.
Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в маленьком городке Шийер-о-Буа в департаменте Луара, в бедной семье, где в детях не воспитывали культ красоты, а лишь приучали к физическому труду с самых ранних лет.
В 11 лет родители сочли девочку достаточно взрослой для того, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь, и отдали Мадлен в ученицы к местной швее.
В восемнадцать лет она вышла замуж за местного парня и вместе с мужем переехала в Париж. Там и начинается история ее становления как кутюрье.
Вионне была не из тех женщин, которые боялись работы, поэтому смело бралась за любой труд. Она работала прачкой, сменила несколько ателье и даже чинила вещи в доме для душевнобольных, пока в начале 1900 года не устроилась в один из самых прославленных модных домов Парижа — Callot Soeurs.
В 1905 году Мадлен Вионне переманил в свое ателье один из самых востребованных кутюрье Парижа Жак Дусе. С ее помощью он хотел обновить стиль и направление коллекций своего модного дома, с целью расширения аудитории.
В своих работах Мадлен выходила за рамки трендов, предлагая клиенткам новаторские модели без корсетов, подплечников, каркасных рукавов и подолов. Она отказывалась от любых подкладок между тканью платья и телом, и требовала от манекенщиц демонстрировать наряды практически на голое тело, что даже в легкомысленном Париже вызвало необыкновенный скандал. Но этот же скандал и привлек к Вионне сотню прогрессивных богатых поклонниц, сумевших оценить ее неповторимый и непохожий ни на кого стиль.
Именно «Выдающиеся члены легкомысленного племени амазонок», как называла своих клиенток Мадлен, остались ей верны, когда она покинула ателье Дусе и основала свой собственный модный дом.
В 1912 году благодаря поддержке своих верных почитателей, Дом Вионне открыл двери на улице Риволи. Однако уже осенью 1914-го из-за начавшейся Первой мировой войны предприятие пришлось закрыть, как и многие Дома моды в то время. Заперев ателье, Мадлен Вионне отправилась в Рим.
Вернувшись в Париж в 1919 году, и набравшись вдохновения от итальянской культуры и живописи, Мадлен начинает экспериментировать с античным стилем. Именно этот цикл считается одним из самых продуктивных в творческой жизни кутюрье.
Ее творения поражали легкостью и красотой, в них не было лишнего декора, драпировки и ткани. Они были совершенны сами по себе, и так же совершенно сидели на клиентках.
Среди почитателей Vionnet появились аристократы и звезды, что принесло Вионне признание и успех.
От герцогини Мальборо до итальянских графинь и ярчайших звезд Голливуда: Греты Гарбо, Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, — все они хотели носить платья от Мадлен Вионне. Со временем заказов у Дома моды стало так много, что его создательнице пришлось искать помещение побольше!
В 1923 году Вионне впервые представила свою коллекцию в Нью-Йорке, а через два года она стала первым парижским кутюрье, чей модный дом открыл филиал в США.
К 1925 году на мадам Вионне работали 1200 человек. Для сравнения: с парижским модельером Эльзой Скиапарелли в то время сотрудничали 800 человек, а в старейшем Доме моды Франции Lanvin — трудились около тысячи.
При этом Вионне, которая сама прошла весь тернистый путь от подмастерья до главы модного дома прекрасно знала, что нужно ее работницам. Условия труда, созданные ею для своих сотрудников, были поистине революционными: в работе предусматривались обязательные короткие перерывы, специалистам предоставлялись оплачиваемые отпуска, декрет, пособия в случае болезни или травмы, при мастерских имелись обеденный зал, больница, где принимал дантист, а также бюро путешествий!
С началом Второй мировой войны Мадлен хотела перенести производство в Америку, но потом передумала. Ей было уже за шестьдесят, финансовый успех волновал ее мало, потому Вионне решила закрыть свое детище.
В августе 1939 года была продемонстрирована последняя коллекция бренда Vionnet в Париже. Вскоре Мадлен оставила столицу моды, чтобы через несколько лет вернуться туда уже почти забытой.
В 1973 году ее платья были представлены на ретроспективной выставке европейской моды в нью-йоркском Меторополитен-музее. Журналисты и критики с удивлением заметили, что посетители уделяют гораздо больше внимания не моделям прославленных дизайнеров того времени, а платьям Мадлен Вионне.
С тех пор учениками Вионне числят себя американские модельеры Холстон и Джеффри Бин и японские кутюрье Иссей Мияке и Рей Кавакубо.
Мадам Вионне одной из первых начала бороться с контрафактом. Каждая созданная ею вещь фотографировалась в ателье с 3 разных ракурсов и вносилась в специальный альбом. За свою творческую жизнь Мадлен Вионне создала 75 таких альбомов. А в 1952-м передала их L’Union Française des Arts du Costume. Считается, что именно ее вклад послужил началом создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.
Архитектор моды, — именно таким титулом наградили мадам Вионне ее потомки и последователи. И это не удивительно, ведь в ее работах так много архитектурной четкости, точности линий и форм. Именно она придумала крой по косой, позволивший создавать платья из струящегося шелка, идеально садящиеся по фигуре; и именно ей культовостью своих образов обязаны все дивы золотой эпохи Голливуда.
Небывало смелые опыты с тканью, кроем и фасоном делают ее архивные платья 100-летней давности актуальными и современными даже сегодня.
- Женщина, которая подарила миру моды так много, была им несправедливо забыта!
После разорения модного дома Мадлен Вионне вела скромную жизнь, но до самой смерти продолжала интересоваться всем, что происходило в мире высокой моды.
Спустя почти тридцать лет после смерти Мадлен Вионне бизнесмен Маттео Марцотто пытался возродить бренд, однако попытка эта оказалась неудачной: королева кроя так и осталась непревзойденной, неповторимой и единственной...