Незаконными стройками в столице уже никого не удивишь. И это плохо, поскольку такое положение вещей означает, что мы привыкли к беззаконию. Мэрия только трубит, что "отшлепает" нерадивых застройщиков и прекратит беспредел, но на деле она практически ничего не предпринимает. Более того, многие незаконные возведения начинаются именно с подачи Крещатика, 36.

Летом 2002 г. в переулке Рыльском, 5, вырыли котлован под фитнес-центр. В июле того же года столичная интеллигенция устроила митинг с требованием отменить стройку, которая разрушает национальный заповедник "София Киевская". Тогдашний президент Леонид Кучма распорядился остановить неоднозначное строительство. А в Госстрое сообщили, что работы у заповедника являются серьезным нарушением градостроительного законодательства. Впрочем, все как-то поутихло, и через два года фитнес-центр все же распахнул двери посетителям.

19 писем – в трубу

–  Когда в переулке Рыльском, 5, появился котлован, мы написали 19 писем во все инстанции, причастные к этой проблеме, – заявила Нелли Куковальская, гендиректор национального заповедника "София Киевская". – Все обращения были проигнорированы, и только Леонид Кучма дал приказ приостановить стройку.

Перед этим мы посмотрели документацию инвесторов. Там было очень много технических неувязок. Мы попросили их каким-то образом вмешаться в проектные решения, но затем, когда после распоряжения Кучмы начались разборки между министерствами, нас полностью отстранили от происходящего.

По словам г-жи Куковальской, в проекте речь шла о реконструкции дома с надстройкой и пристроечной частью. О фитнес-центре и рытье котлована не упоминалось.

– Тогда у нас в котлован упала стена, но, слава Богу, она не была памятником XVIII, а всего лишь XIX века, – вспомнила собеседница. – Застройщики ее восстановили, но сейчас стена вообще вся трещит. Мы несколько раз обращались к хозяевам центра, чтобы они дали денег на реставрацию стен. Ответа нет. Проблема и в стабильном подъеме уровня грунтовых вод. Осталось около трех метров до верха, после чего воды достигнут просадочного слоя, и он начнет замокать. А ведь именно на просадочных грунтах размещены все фундаменты наших сооружений. Если такими темпами будет подниматься уровень грунтовых вод (а это, очевидно, произойдет, ведь урбанизация пространства интенсивная), то через лет 20—30 начнет рушиться заповедник.

Кому как угодно

Нелли Михайловна уверяет, что столичная власть никак не реагирует на происходящее, а ведь чиновники из мэрии могут влиять на некоторые процессы. Она сожалеет, что в центральной исторической части города не разработаны проекты детального планирования. Сегодня центр столицы застраивается в точечном режиме, то есть как кому удобно.

– Есть документы, что в буферной зоне заповедника высотность должна быть 41 метр, и ничем это не обосновано, – продолжила гендиректор заповедника. – А на самом деле высотность в буферной зоне "Софии Киевской" ограничена 21 метром. Почему об этом никто не знает? Почему в мэрии подписывают документы, превышающие допустимые нормы? Я понимаю инвесторов, которые покупают участки через десятые руки, и им надо каким-то образом оправдать строительство. Если участок маленький, то инвесторы, естественно, будут строиться вверх, а вот чиновники, которые дают разрешения, должны объяснить им, что строение не должно быть выше определенного уровня. Даже эксперты ЮНЕСКО негативно отреагировали на то, что делается в буферных зонах "Софии Киевской". Украине дали возможность исправить грубые нарушения до следующего года. Если этого не произойдет, "Софию Киевскую" и Киево-Печерскую лавру внесут в список памятников, находящихся под угрозой.

О фитнес-центре не знали

Начальник ГУ культурного наследия КГГА Руслан Кухаренко заявил, что юрисдикция местного управления охраны культурного наследия не распространяется на памятники национального и всемирного значения, в том числе и на "Софию Киевскую".

– Относительно объекта в переулке Рыльском, 5, мы давали разрешение на реставрацию и реконструкцию дома, которые не предусматривали строительства фитнес-центра, – заверил чиновник. – Его вложили в документацию этого дома методом подлога. На генеральном плане подземных сооружений не было. Дом реставрировали для жилья, а о фитнес-центре вообще речи не было.

Кухаренко утверждает, что его управление даже давало предписание прекратить строительство, когда появился котлован. Но потом якобы все согласовывалось с органами центральной власти. Чиновник уверяет, что столичная мэрия на подобные процессы влиять не может. Прокомментировал ситуацию и один из проектировщиков фитнес-центра Сергей Бабушкин.

–  Все исследования при строительстве бассейна и паркинга в переулке Рыльском были сделаны, – заявил Сергей Вячеславович. – Трещины на стенах "Софии Киевской" не могут пойти из-за маленького бассейна. Грунты вокруг заповедника тоже не могли пострадать, при строительстве там была куча комиссий по пятьдесят человек. Все нормально.

Забор "Софии Киевской" у фитнес-центра действительно в ужасном состоянии. Штукатурка так и сыплется, оставляя дыры. Правда, масштабных трещин на ограждении нет, а вот рядом стоящие здания-памятники пускают пробоины регулярно. На территории Софии, вблизи фитнес-центра, валяются кучи деревянных поддонов и горы железа. В сам же центр приезжают далеко не бедные люди – попариться и поплавать здесь не брезгуют депутаты, политики и даже представители прокуратуры. За час пребывания у его стен мы насчитали свыше десятка авто стоимостью порядка $100 тыс. К слову, пообщаться с руководством комплекса не удалось. На все звонки нам отвечали: "Вам перезвонят".

Компетентно

Николай Жариков, экс-главный архитектор Киева:

– Стройку возле "Софии Киевской" организовывали Леонид Кучма, Александр Омельченко и Сергей Бабушкин. Но все зависело от мэрии. Без Омельченко и Бабушкина никто ничего не делал бы. Вообще, строительство каждого метра в высоту у заповедника унижает его. А новая гостиница возле Михайловской площади? Это преступление. Теперь Михайловский собор выглядит как оборванец по сравнению с этой громадиной.

{google}

КИЯНИ