В субботу в столице произошло долгожданное событие — наконец-то был запущен скоростной трамвай. В то, что это случится, многие киевляне уже не верили — дату переносили трижды. А сама реконструкция шла три года, хотя нам обещали все закончить максимум 6 месяцев.

Пока что готова лишь первая очередь — трамвай соединяет только 5 остановок: «Кольцевую дорогу», «Ромена Роллана», «Гната Юры», «Семьи Сосниных», «Политехническую» и «Старовокзальную». (На «Политехнической» пока что нет ни навесов, ни турникетов — только перрон.) Правда, первое время на «экспрессе» можно ездить бесплатно. Это сделали для того, чтобы киевляне вновь привыкали к скоростному. А плату в 1,5 грн. начнут брать, по словам замгендиректора «Киевпасстранса» Сергея Литвинова, примерно в следующий понедельник, 25 октября.

Линию торжественно открывали премьер Николай Азаров и первый заммэра Александр Попов. Правда, не обошлось без конфуза. Как выяснила «Сегодня», чтобы все прошло без сучка и задоринки, за час до торжеств главный инженер «Киевпасстранса» Юрий Бомбардеров лично объезжал пути и... обнаружил на рельсах забытые сварочный аппарат и плиту. Пришлось срочно вызывать подмогу, чтобы расчистить дорогу.

ВАГОНЫ. Как уже сообщала «Сегодня», трамвай действительно доделывали в авральном темпе. Власти города в лице Попова поставили задачу — сдать долгострой к Покровам, в противном случае, по слухам, руководству «Киевпасстранса» пригрозили увольнением и даже тюрьмой. В итоге кроме обещанного маршрута №3 (от Старовокзальной до Кольцевой) запустили и №1 (от Михайловской Борщаговки до «Старовокзальной»), и даже №2, которого раньше не было. Он соединяет Михайловскую Борщаговку с «Кольцевой».

Если по ходу маршрута №3 старые «чешские» вагоны привели в порядок (поменяли сиденья и отделали салон новым пластиком) и выпустили новые питерские и днепропетровские трамваи, то по маршруту №1 по-прежнему ходят старые дребезжащие «Шкоды» с обрисованными стенами и деревянными сиденьями, покрашенными серой краской. Если новенькие «кобры» ездят действительно плавно и бесшумно, старые вагоны немилосердно трясет, двери в них до конца не закрываются.

СКОРОСТЬ. Правда, скорость движения у них одинаковая — 25 км/час (раньше было 18 км) и преодолевают они расстояние от конечной до конечной за 26—27 минут. Для сравнения, на машине мы доехали за 10 минут (правда, не было пробок), а на маршрутке — за 15. С учетом пробок поездка на трамвае может оказаться быстрее, тем более, что власти обещают, что вагончики с марта будут ездить со скоростью 30—35 км/час. Мол, сейчас этого не делают из-за ремонта.

ЗОЛОТЫЕ КИЛОМЕТРЫ. На реконструкцию линии скоростного трамвая было потрачено 420 млн грн. Получается, что 1 км линии обошелся бюджету в 42 млн грн. «Это вдвое выше, чем могло было быть», — считает глава транспортной комиссии Киеврады Дмитрий Олейник. Для сравнения, на эти деньги можно было бы капитально починить более 10 тысяч лифтов. Замдиректора НИИ городского хозяйства Леонид Збарский считает, что трамвай и дальше будет вытягивать деньги из городской казны. «После замены бракованных рельс по всей линии теперь разные рельсы и разные крепления. Чтобы поддерживать линию в рабочем состоянии, нужно регулярно проверять, в каком состоянии пути. А это значительно повысит стоимость эксплуатации трамвая», — считает Збарский. Правда, пока что он затрудняется назвать хотя бы примерную сумму, в которую выльется обслуживание путей.

«ПОКА НЕ ГОТОВ, НУЖНО СДЕЛАТЬ БЕСПЛАТНЫМ»

Киевляне катаются на трамвае с удовольствием. Подростки даже ездят по кругу на новеньких трамваях. «Я так рада, что его наконец-то открыли. Ведь маршрутки стоят в пробке, а здесь всегда знаешь, когда доедешь», — говорит жительница ул. Сосниных Анна Николаевна. Но некоторые не могут удержаться от критики. «Что это за бред? Я еду с Гната Юры, мне нужна «Полевая», а трамвай тормозит на «Политехе». Что мне, потом на маршрутку идти?» — говорит Олег Мирошниченко. «Пока не все станции открыты, трамвай должен быть бесплатным, а не одну неделю», — говорит Игорь Онищенко. Поездку можно будет оплатить либо талончиком, либо бесконтактной карточкой на определенное количество поездок (она такая же, как в метро). Пока карточку надо показывать кондуктору, а контролеры проверяют ее специальным устройством.

ТРИ ВОПРОСА О ТРАМВАЕ

Весь парк вагонов обновят к 1 марта 2011, тогда же обещают сдать оставшиеся станции. Но к безопасности скоростного пока остаются вопросы.

1. Безопасен ли новый трамвай?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Напомним, что летом прошлого года главный государственный техинспектор городского электротранспорта при МинЖКХ Вячеслав Николаенко заявил, что крепления рельсов и сами рельсы не соответствуют техническим требованиям. Это означает, что трамвай может сойти с рельсов. Но начиная с июня этого года, крепления и рельсы стали менять. Заммэра Александр Попов заявил, что заменили 6 км бракованных рельсов (всего маршрут занимает 10 км, рельсы по маршруту №1 не менялись в принципе) и 93 тыс. креплений и показал журналистам сертификат. «Мы провели сотни испытаний на прочность рельсов и креплений — все сделано надежно», — уверил «Сегодня» заммэра Анатолий Голубченко. Но Вячеслав Николаенко считает, что власти лукавят. Мол, выполнить такой огромный объем работ за 3,5 месяца — нереально. «Я видел, что на участке дороги в районе Индустриального моста стоят старые крепления. С технической точки зрения невозможно выполнить работы по их замене в такой короткий срок. Кроме того, это потребовало бы дополнительно десятки миллионов гривен», — считает Николаенко.

2. Когда его полностью введут в эксплуатацию?

Попов заявил, что 1 марта 2011 года скоростной трамвай будет полностью реконструирован. Правда, пока неясно, коснется ли это пока замороженных станций «Проспект Победы» и «Воздухофлотская». Кроме того, грядет зима, и строители вряд ли успеют все закончить.

3. Когда обновят парк вагонов?

Заммэра Анатолий Голубченко пообещал, что к 1 марта 2011 года по линиям будут ходить 33 новых состава. Сейчас ездит один новый питерский трамвай с кондиционером, 11 днепропетровских и 7 так называемых отремонтированных «чешек», которые «латали» на Киевском вагоноремонтном заводе. В них старые ободранные сиденья и дырки в крыше.

segodnya.ua