Пощекотать нервы и ощутить мистику города можно, просто прогуливаясь по улицам. Ведь в Киеве немало домов, овеянных легендами и мрачными историями.

Изгнавший владельца

Замок Ричарда, который возвышается на склоне возле Андреевского спуска, напоминает средневековую крепость. Хотя строение не такое древнее (1905 года), оно буквально сразу заработало мистическую славу. В одной из газет того времени как-то появилась статья со словами: «Вечером дом неожиданно загорелся. Через несколько часов от него остались лишь обгорелые стены»... Был это поджог или несчастный случай, выяснить не удалось. А вскоре в замке начали происходить жуткие вещи. В башнях раздавался истерический хохот, в печах и трубах не прекращались шорохи. Поползли слухи, будто здание оккупировали привидения. Построенное как доходный дом, оно стремительно лишилось постояльцев. Его владелец купец Орлов понес солидные убытки и переехал в другой город, где его настигла насильственная смерть.

Сегодня замок Ричарда на реконструкции. В течение тридцати лет его пытаются превратить в гостиницу, но работы почему-то все время откладываются. Не исключено, что причиной тому дурная слава. Честно говоря, подходя к замку, особенно со стороны смотровой площадки, ощущаешь некий дискомфорт...




«Есть в Киеве большой каменный дом, о котором говорят, будто в нем живет нечистая сила, что туда боятся ходить, что домовые бросают в любопытных камнями». Так писал в своих воспоминаниях художник Лев Жемчужников. Мемуары повествуют о древнем здании по улице Лютеранская, 16. Возводили его медленно и потом часто перестраивали из-за постоянной смены хозяев. Народ объяснял происходящее, конечно же, мистически. Многие в лунные ночи замечали в окнах дома скорбную белую фигуру, слышали хохот, на некоторых летели с крыши кирпичи. В 1859 году особняк на Лютеранской полностью отстроили. Через десять лет в нем случился пожар.

- Думаю, с годами злополучному памятнику архитектуры удалось избавиться от влияния духов, - делится историк Михаил Кальницкий. - В 1859-м, согласно завещанию скончавшейся генеральши Ловцовой, его передали местному благотворительному обществу, и оно организовало в помещении приют для бедняков, известный как Сулимовка. А при нем - домовую церковь, чей золоченый крест до 1920-х годов виднелся над крышами.

Хранители недвижимости магната



«Домом барона Штейнгеля» окрестили здание на Ярославовом Валу, 1. Правда, уникальное сооружение ХIХ века в форме замка со шпилем заказал вовсе не барон Штейнгель, который жил по соседству, а польский магнат Михал Подгорский. Шляхтичу недолго довелось роскошествовать в просторных апартаментах: через год он умер.

Современников всегда поражали красота и романтичность замка. Но главной его достопримечательностью считались вовсе не они, а две безобразные химеры при входе. Судачили, что покойный хозяин провидел будущее и потому поставил так называемых охранников. Другая легенда гласит, что Подгорский выстроил дом для любовницы, а та вскоре покончила с собой. С тех пор ее дух скитается по комнатам, внушая всем страх.

При советской власти в особняке были коммунальные квартиры. Сегодня он пустует, и его хотят переделать в музей.

Полтергейст в Главпочтамте

- С кознями потусторонних сил связывали судьбу и некоторых других столичных домов, - продолжает Михаил Кальницкий. - Так, в 1902-м много шуму наделали события в здании № 22 по Крещатику, где тогда располагался «Гранд-Отель». Прибывшие по вызову сыщики обнаружили, что в одной из комнат необъяснимым образом перемещается мебель и сама собой бьется посуда. Видимо, предки свыше ста лет назад познакомились с пресловутым «барабашкой»…



«Гранд-Отель» до наших дней не сохранился. Во время Великой Отечественной войны его разрушили. А в 50-х на его месте появился Главпочтамт. Но нечистая сила не покинула свою территорию. В августе 1989 года внезапно обрушился массивный козырек здания. Погибло 13 человек. Люди толкуют, что до середины XIX века, когда город уже сильно расстроился, там, где нынче Майдан, расстилалось болото, которое прозывали Козьим. Кроме того, в Средние века рядом с Хрещатым яром проходила дорога, на которой орудовали разбойники, не щадившие даже смиренных монахов.

kp.ua