Уже 5 лет несколько семей живут в одном из киевских общежитий без света, воды и газа. За это время они, как смогли, приспособились к таким условиям. Ведь идти им некуда.

Почему жители столицы Украины живут в доисторических условиях, узнавал "Обозреватель. Кияни".

Каменный век в центре Киева

"Живем без света, без газа. Помыться негде. Чтобы готовить еду, купили газовую плиту и заправляем на заправке газовый баллон. Греемся возле буржуйки. Очень тяжело. И рады бы уйти – да куда?" - рассказывает Галина Присяжнюк, которая живет в общежитии на Заболотного, 132, с 1975 года. Все эти годы – до этой весны – женщина работала в Национальном экспоцентре (бывшем ВДНХ). Сейчас ей "рукой подать" до пенсии – а она вынуждена бороться за каждый прожитый в нечеловеческих условиях день.

"В комнате стоит буржуйка. Труба выведена в окно. Воду носим из бюветов. По ночам выходим – там в домах есть краны, чтобы поливать газоны – а мы там набираем воду. Остального ничего нет. Нам даже унитазы поразбивали", - рассказывает еще одна жительница общежития, Ирина Гаврилюк. Ее семье приходится в таких условиях растить двоих детей, младшему из которых сейчас 9 лет. Малыш даже не представляет, как это жить нормально: когда все начиналось – ему было всего два годика.

Украденное общежитие

То, что трудно представить даже в самом отдаленном селе в Карпатах или заброшенном поселке шахтеров – случилось в столице государства, которое считает себя частичкой Европы. В общежитии организации, которая находится в распоряжении Государственного управления делами, и, фактически, подконтрольна напрямую президенту.

Проблемы у жителей общежития при ВДНХ начались еще в 2004 году. Тогдашний руководитель ГУДа Игорь Бакай продал общежитие частной структуре. Вместе с людьми.

"Бакай издал распоряжение об отчуждении и продаже этого общежития, вопреки всем законам, в частности, закону о приватизации госимущества, который предусматривает, что продажа, отчуждение объектов недвижимости госсобственности должно осуществляться только в порядке приватизации", - отмечает координатор общественной инициативы "Форум спасения Киева" Виталий Черняховский.

Кроме того, в здании жили люди, а по закону, жилые дома нельзя приватизировать частным фирмам. Тем не менее, общежитие приобрела страховая фирма "Феникс", которая чем-то настолько прислужилась ГУДу, что получила дом по удивительно низкой цене – 850 грн за кв.м (тогда – около 170 долларов), в десятки раз ниже рыночной стоимости.

По отношению к людям решили поступить "благородно": предложили им пожить в гостинице на проспекте 40-летия Октября, 101. Правда, на очень специфических условиях – жильем обеспечивали только тех жителей общежития, которые работали в ВДНХ, и только на тот период, пока они работали.

"Меня подселяли в комнату к другим людям – ни детей, ни мужа не переселяли. Это, во-первых. А во-вторых, у меня уже на руках была бумага, что через 2 месяца моя должность будет сокращена", - рассказывает Гаврилюк. Похожие предложения получили и другие жильцы, правда, не все. Кто имел, куда идти – ушел. Остались шесть семей, которым попросту нечего было терять.

В какой-то период людей поддерживала районная прокуратура. "После того, как Бакай был снят с должности и удрал за границу, прокуратура Голосеевского района подала исковое заявление в интересах государства об отмене этой аферы, и Хозяйственный суд отменил незаконный приказ ГУДа. Потом были еще апелляции, кассации, и в итоге решение Хозяйственного суда подтвердил Верховный суд Украины", - рассказывает координатор "Форума спасения Киева".

Кто владеет общежитием на самом деле

Но радость длилась недолго. Преемник Бакая запустил машину "самого справедливого" судопроизводства в мире снова. "В 2007 году новый руководитель ГУДа Игорь Тарасюк, владелец "Нашей Рябы", стал на сторону расхитителей госсобственности. И судья Хозсуда города Киева Сулим возобновил рассмотрение дела по нововыявленным обстоятельствам - указу Кучмы, которым ГУДу было позволено продавать госимущество - и отменил решение, которое прошло Верховный суд", - говорит Черняховский.

Указ президента – подзаконный акт – был поставлен выше закона. "Руководитель ВДНХ отказался от обжалования решения суда, и отказалась от иска Голосеевская прокуратура. Они сдали людей", - отметил координатор "Форума спасения Киева".

По информации Черняховского, есть договор между "Фениксом" и Мироновским хлебокомбинатом, принадлежащим Тарасюку, который взял это общежитие в аренду. "Оказалось, что за всей аферой стоял Тарасюк, который додумался продать барыгам общежитие вместе с людьми", - сообщил Черняховский.

А вот жители общежития рассказывают, что в процессе судебных разбирательств "Феникс" продал общежитие фирме "Оселя-Інвест". Люди пробовали отыскать тех, кому их "продали" - и обнаружили, что по указанному юридическому адресу о такой фирме никто никогда не слышал.

Война против жителей общежития

После нового решения Хозяйственного суда с людьми перестали "заигрывать". Их начали выживать. 29 февраля 2007 года общежитие отрезали ото всех коммуникаций. Еще через два года людей заставили неделю прожить на улице. "Они поставили охрану, впускали нас по паспортам, требовали, чтобы указывали время, когда выходим, когда возвращаемся. В один день дождались, пока последний человек выйдет из общежития – подъехали амбалы, заскочили, закрыли двери, и нас не впустили в комнаты. Приезжала милиция - и не нас начала защищать, а охраняла этих рейдеров от нас", - рассказывает Ирина.

Людям даже не дали забрать вещи. Лишь через неделю прокуратура добилась для них возможности вернуться в свои комнаты. "Мы застали там руины, все побитое. Стены разбиты. Наши вещи пропали. Когда мы снова вызвали милицию и заявили, что у нас пропали вещи – нам ответили, что "какое право вы имели иметь такие вещи". Слишком дорогие. Стены побили – так это якобы не наши стены. Имеют право бить", - вспоминает Гаврилюк.

Снова начались суды. И они опять предлагают людям переселяться в гостиницу, снова не объясняя, на каких условиях. Но даже эти решения никто исполнять не собирается. "Суды нас переселяют в отель. Суд обязывает нас переселять. А та сторона, которая должна нас переселить, пишет, что свободных комнат нет. Даже исполнительная служба, которая обязана выполнять решение суда, отказывается его исполнять", - говорит Гаврилюк.

Украденные квартиры

А ведь за это время люди могли бы уже дважды переселиться в свои квартиры. Первый раз, еще до Тарасюка, рассказывают жильцы, деньги на покупку квартир на счет ВДНХ перечислил новый собственник.

"Я работала в Экспоцентре в договорном отделе и лично видела документы, что новый владелец перечислил деньги на покупку нам квартир – но их просто украли. И доказать мы этого не можем", - говорит Гаврилюк.

Во второй раз квартиры людям выделило уже ГУД – семье Ирины, например, полагалась 3-комнатная. "Женщина, которая работала в ГУДе, говорила, что нас лично видела в списках. Когда я ее попросила засвидетельствовать это – она ответила, что хочет сохранить работу", - вспоминает женщина.

Первые смерти

Сейчас жильцы разрушенного общежития прошли все судебные инстанции Украины – безрезультатно. Не дождались помощи от милиции – правоохранители не видят состава преступления. В стороне держится и прокуратура. Люди обратились в Европейский суд – еще осенью 2011 года. Получили сообщение, что их обращение принято к рассмотрению. Но когда это будет – не знает никто.

"Никто нам не хочет помочь. Но ничего. Мы сильные, мы выдержим", - говорит Галина Присяжнюк. "Мы надеемся. Если бы не надеялись – нас бы давно выбросили. Они ждут, что мы там или поумираем все, или не выдержим и сами уйдем. Только куда? Не дождутся. Разве только вперед ногами вынесут", - высказывает позицию свою и коллег по несчастью Ирина Гаврилюк.

Только вот образное для большинства из нас выражение - для людей, живущих в этом общежитии, реальность. "Среди нас был инвалид, прикованный к инвалидному креслу. Первый год был самым ужасным – мы не знали, что делать, грелками грелись, как могли, спасались. Он простудился, и через несколько месяцев умер. Это первая смерть. У еще одной женщины сын не выдержал и повесился. Дочь ее стала инвалидом, а к нам даже скорая не приезжает. Поэтому она вынуждена была выбирать – либо жизнь ребенка, либо продолжать бороться. Сейчас ее приютили знакомые – но вот на сколько?" - перечисляет Ирина.

Помочь людям не может никто. Ни исполнительная власть – какого бы она не была цвета, ни депутаты. За годы противостояния жильцы общежития написали около 500 обращений к народным депутатам. Только вот никому они и их проблемы не нужны. Ведь груда кирпичей и дополнительные ноли на банковском счету в нашем государстве по-прежнему дороже человеческих жизней.

kiyany.obozrevatel.com