Столичные власти заявляют, что пока готовятся исследовать данную проблему во время весеннего месячника по благоустройству.

Несколько дней назад на Бессарабской площади, мимо дома №5, проходил 19-летний Роман. Неожиданно на голову юноши упала отвалившаяся лепнина. От сильнейшего удара по голове молодой человек оказался на асфальте. "Скорая" отвезла пострадавшего в больницу, где врачи констатировали у него черепно-мозговую травму.

Месячник обвалов. Случившееся на Бесарабке –   не единичный случай обвала домов за последний месяц. На прошлой неделе рухнула стена (до 60 кв. м) двухэтажного отселенного здания по ул. Мельникова. К счастью, обошлось без пострадавших. А 17 марта приняла на себя улар припаркованная на Крещатике иномарка, которую "подрихтовал" отвалившийся на уровне третьего этажа дома №10 кусок барельефа с античными мотивами.

Но, пожалуй, самый вопиющий случай произошел в начале марта по ул. Туровской, 26 (Подольский р-н), у входа в ортопедическую мастерскую. Груда кирпичей с крыши здания упала на голову женщине и ее одиннадцатилетней дочери. После случившегося бедную женщину мучили ужасные головные боли. Еще хуже было состояние у девочки. По заверениям врачей, мозг ребенка находился в судорожном состоянии, наблюдались неконтролируемые движения рук и ног. –   Подобные происшествия свидетельствуют о том, что исторический строительный фонд Киева никто не обслуживает, –   заявил Георгий Духовичный, заслуженный архитектор Украины. –   Перестаньте чистить зубы –   и они начнут у вас выпадать. Так и тут, если не заниматься фасадами, они начнут разваливаться.

Ведь все имеет свой срок службы. Любые конструкции, выступающие из плоскости фасада, в условиях киевского климата потенциально опасны.

Реставрировать или отбивать. Для того чтобы здания не разрушались, необходимо отслеживать, в каком состоянии они находятся, не появились ли волосяные трещины у оснований лепки. Если эти трещины заделать, они не будут тревожить еще лет двадцать-тридцать. Есть и другое, более грубое решение проблемы. Так, в советское время, когда в Пассаже на Крещатике отвалился элемент лепного декора, было приказано на всякий случай сбить остальные украшения.

До сих пор стоит изуродованным Пассаж –   его уничтоженный декор никто так и не восстановил. Глядишь, если события с обвалами будут развиваться по нарастающей, придется изуродовать половину зданий центра столицы. –   Большую угрозу представляют сооружения Шевченковского и Печерского районов, –   признался "Новой" Руслан Кухаренко, начальник ГУ по охране культурного наследия КГГА. –   Исторические здания этих районов богаты элементами декора. Сейчас начинается весенний месячник по благоустройству города. Мы написали соответствующие запросы в районные администрации, чтобы они осуществили противоаварийные мероприятия.

Видать, муниципальное управление по охране культурного наследия, которое обязано следить за техническим состоянием старых зданий, своевременно организовывать реставрационные и ремонтные работы и ежегодно осматривать дома на предмет трещин особо не спешит. Возможно, перед ним стоят другие, более важные задачи. –   Это управление занимается распродажей недвижимости и не отреставрировало еще ни одного здания столицы, –   считает г-н Духовичный. –   Кроме того, мастерам жэков вменено в обязанности отслеживать техническое состояние зданий и учреждений. Коварная плиткаПравда, некоторые неполадки со зданиями были заложены еще во время их строительства.

В первую очередь, это касается старой облицовочной плитки. Немало домов, в особенности в центре столицы, облицовывали одновременно с возведением стен. Такой была технология строительства полвека назад. После застывания раствора плитка, которая по размерам больше модуля кирпича, начинала отлетать. Выход был найден: над первым этажом установили сетки, улавливающие падающую облицовку. Но со временем от этого отказались. –   У меня по этому поводу спор был с самим Хрущевым, –   рассказал "Новой" Владимир Гусев, экс-мэр Киева (1968—1979 гг.), строитель по специальности. –   Он набросился на меня, мол, мы вторично ставим леса и облицовываем дома, хотя можно все это делать сразу. Хрущев пригрозил: "Я тебе сделаю!" (в то время Гусев был главным инженером главка. –   Авт.). Создали даже специальную комиссию, однако она признала необходимость отдельной облицовки. Впрочем, в корне это проблему не решило. Сетки-то ставить перестали, а вот плитка все равно "выщелкивается" и падает людям на головы. –  Керамическая плитка и кирпич имеют разные коэффициенты линейного расширения, –   пояснил г-н Гусев. –   Когда кирпичная кладка выполнена, она дает усадку. В девятиэтажном доме –   где-то на два сантиметра. На практике все выглядит так: когда кирпич оседает, появляются трещины в швах плитки. С размораживанием-замораживанием и начинается процесс ее выпадения. Особенно если облицовка произведена на слабом растворе. Строители часто разбавляют его при пересыхании водой.

Красноречивым подтверждением этому могут служить, к примеру, общежития киевского Политеха. На зданиях повсеместно зияют лысины, а плиточная мозаика представляет уже далеко не полную картину. На общагах полно объявлений "Осторожно! Падает плитка". –   Толку от этих объявлений немного, –   рассказал "Новой" аспирант Александр. –   Территория, на которую падает плитка, не ограждена. Да и ходить больше негде. Всякий раз, когда проходишь возле общежития, рискуешь головой. КомпетентноВасилий Мирошниченко, адвокат: –   В данном случае материальное возмещение можно взыскать с владельца дома или лица, которое отвечает за состояние здания. Как правило, это балансодержатель –   жэк или ОСМД.

Деньги также можно взыскивать за лекарства, операцию, утерянный заработок. Суду обязательно нужно предоставить соответствующие справки. По времени подобное дело может занять от полугода до полутора лет.  

kiyany.obozrevatel.com