Всякий раз, когда водители и владельцы столичных маршрутов, сетуя на резкие скачки цен на топливо и запчасти, заводят речь о предполагаемом, а порою и вполне реальном подорожании проезда, пассажиры вновь задаются одним и тем же вопросом "Когда же вы уже наедитесь?!". С одной стороны логику "маршруточников" можно понять – денег много никогда не бывает. С другой - правы и пассажиры. Люди не только вправе требовать за свои же деньги человеческого к себе отношения, но и знать, куда и на что эти деньги идут. Что бы расставить все точки над "і" "Кияни. Обозреватель" решили выяснить, кто и сколько на самом деле зарабатывает на пассажирах и есть ли причины на постоянное изменение тарифа в сторону увеличения.

В качестве "наглядного пособия" мы выбрали двух столичных перевозчиков, один из которых курсирует по маршруту - ст. метро "Лукьяновская" - пр-т Свободы, в второй – от ст. метро "Левобережная" до ст. метро "Бориспольская"

Простая арифметика пассажирских перевозок

Итак, обо всем по порядку. Если кто-то думает, что тот или иной маршрут и курсирующие автобусы находится в одних руках - слегка ошибается. Один из маршрутов, курсирующий от ст. метро "Лукьяновская" до пр-та Свободы обслуживает12 автобусов малого класса "Богдан", шесть из которых принадлежат непосредственно "фирме", а остальные шесть - частным предпринимателям, платящим владельцу линии "мзду" за право работать на ней. В частности, за один автобус, не принадлежащий фирме, платится:

Все что остается в кассе "сверх" вышеназванной суммы и является чистым доходом водителя. Теперь "включаем" простую арифметику. Что бы отбить все плановые расходы за один день автобус должен перевести 712 пассажиров (делим общую сумму расходов на стоимость проезда – 1 тыс. 780 грн:2,50 грн.) или 71 человека за один оборот (в среднем один автобус успевает намотать за день 10 кругов). Казалось бы это и немного. Но вспомните, сколько людей набивается в автобус вместительностью, якобы в 45 человек, в утренние и вечерние часы пик?

- Нормальный круг в час пик приносит в среднем 150-170 гривен, - рассказывает с "Киянам.Обозреватель" водители маршруток у метро "Левобережная". Но если за рулем опытный водитель – и своих "почистит" и конкурентов обойдет, то кассу можно сделать и в 200-230 гривен. Но сейчас это куда сложнее.

Возвращаясь же к доходам перевозчика, умножаем стоимость путевого листа на количество "левых" машин 720 х 6 = 4320 грн. Это чистая прибыль, так как за все платит владелец автобуса, и фирма не несет никаких обязательств по их содержанию или ремонту. Идем дальше, 4 тыс. 320 грн. умножаем на количество дней в году и получаем не много, не мало - 1 млн. 576 тыс. грн. И это только с одного маршрута. В то время как под началом одной фирмы в Киеве работает порядка 15-20 маршрутов. И что самое смешное, зарабатывая на пассажирах десятки миллионов гривен в год, эта фирма работает по упрощенной системе налогообложения.

Что же касается водителей, то зачастую претензий к ним, кроме курения за рулем, хамства или несоблюдения правил дорожного движения, быть к ним, в принципе, не должно. В большинстве своем (мы не говорим сейчас обо всех) это - честные работяги, зарабатывающие около 4-5 тыс. грн. в месяц за действительно титанический труд, вознаграждение за которое не идет ни в какое сравнение с барышами их "хозяев".

Водители зачастую спят в автобусах, а на рейсы выходят полутрезвыми

О нюансах работы маршрутных такси и "внутренних порядках" нам также рассказали, как пассажиры, так и водители еще одного столичного маршрута, следующего от ст. метро "Левобережная" до ст. метро "Бориспольская" через массив Березняки.

- Когда же это, наконец, закончится? Живем в 21 веке, но когда едешь в этой маршрутке... Слов просто приличных не хватает, - говорит жительница столичного массива Березняки Людмила. Зайти и выйти из маршрутки просто нереально. Вечно в салоне грязно, наглые хамоватые водители. Может, например, встать на остановке и стоять несколько минут, потому что он, видите ли, не укладывается в график и при этом изливает пассажирам как ему тяжко живется. А кому, скажите это интересно? Мы все спешим на работу и не грузим никого своими проблемами. Хочется кричать каждое утро!

- Водители хамы, - рассказывает о своих впечатлениях пассажирка маршрутки № 535 Оксана. Трогаются с остановки так, что в полупустом салоне люди по полу валяются, по пути устраивают гонки с другими маршрутками. На конечной остановке люди еще не сели, а они уже срываются с места.

Сами же водители рассказывают, что являются не только "козлами отпущения", когда пассажиры не могут достать руководства и все зло вымещают на водители, но и заложниками ситуации, в которую их загнали сами владельцы маршрутов.

- Большинство из нас приезжают в Киев на заработки (неделя через неделю), а значит - ни о какой аренде жилья не может быть и речи. Деньги экономим на всем, - говорят большинство водителей. Если кому повезло и в городе есть родственники или знакомые – ночуем у них. А если нет - либо в общежитии от парка по 10 человек в комнате, либо вообще в салоне автобуса.

Рабочий день у водителей начинается в 5 утра: после заправки они сугубо номинально должны пройти медкомиссию и технический осмотр автомобиля, но, зачастую, все заканчивается штампом в путевке и постукиванием "техника" ногой по покрышке. Колеса накачаны? Ехать можно.

- Да какой там осмотр, какая техническая база, если все неполадки водитель устраняет сам? Благо если проблема крупная (коробка, ходовая или покрышки), то расходы на себя берет владелец маршрута. А так, по мелочам - масло, свечи или прокладки, которые тоже не 5 копеек стоят, водитель покупает за свой счет. Рабочий день я начинаю в 5 утра, - продолжили свой рассказ водители. В 6 утра я уже на линии, становлюсь в очередь и, если повезет, уже в 7 выезжаю на первый рейс. Часам к 9 утра, когда поток пассажиров спадает, снова заезжаем на заправку, после чего некоторые на час-два съезжают с маршрута, что бы немного отдохнуть.

Вечером водителю продолжают работу, но уже в обратном порядке, вывозя пассажиров от метро в "спальники". Работать, конечно, сложно, план растет каждый месяц. Но другой работы у меня нет. Вот и приходится "рвать когти".

- За вечерний пик я могу сделать 2-3 "полновесных" рейса гривен по 200, но это при условии, что в городе не будет пробок. Обычно работу мы заканчиваем часам к 10 вечера. Когда уже становится понятно, сколько заработали. Если на кармане есть гривен 100-150, а желания работать уже нет – съезжаем с линии. Если жадность берет верх или не дотянул до плана – приходится ездить и до 12 ночи.

А уже вечером, когда план сдан, а ради 2-3 пассажиров никто по маршруту автобус не погонит, водители съезжаются к рынку у станции метро "Левобережная". Здесь, начиная с 12 и до 3-4 часов ночи разворачиваются "полевые кухни" (зачастую не без пива-водки, а иногда все вместе взятым) где водители могут снова пересчитать прибыль, перемыть косточки хозяину и поговорить за жизнь. Но уже буквально через несколько часов, как мы уже говорили – к 5 утра, водители снова выезжают на маршрут. Выходит, что спавший до этого всего несколько часов водитель является не только потенциальным самоубийцей, но и подвергает ежедневной опасности сотни и даже тысячи человеческих жизней. Вот только план ставится превыше всего. И так уже не первый год…

kiyany.obozrevatel.com