Легкое решение для Троещины

Для этого хотят закупить специальные трамваи в Лейпциге, куда недавно ездил перенимать опыт у немецких коллег глава КГГА Александр Попов. Корреспонденты Kievpess решили разобраться в преимуществах нового вида транспорта.

Киев начнет перенимать опыт других городов Европы. Недавно делегация столичных чиновников во главе с руководителем мэрии Александром Поповым побывала в немецком Лейпциге. В столице ярмарок наши чиновники обсуждали опыт города в сфере развития муниципальной инфраструктуры, коммунального хозяйства, реновации промышленных зон и превращения их в зоны отдыха. Также глава КГГА со своим коллегой мэром Лейпцига Буркхагрдом Юнгом подписали меморандум о сотрудничестве в сфере городского электротранспорта.

«В ближайшее время создадим рабочую группу для детального изучения вопроса о приобретении лейпцигских трамваев», - заявил Александр Попов. По его словам, городу нужны новые составы для работы на Троещине. Уже через полгода эта линия свяжет массив с городской электричкой, а в будущем ее планируют превратить в настоящее «легкое метро».

Напомним, «легким метро» называют регулярный скоростной внеуличный преимущественно наземный рельсовый вид городского транспорта. От обычного метро оно отличается тем, что его линии располагаются над землей, а не под ней, или на эстакадах.

Эксперты считают это транспортное решение практически идеальным для Троещины, особенно в период кризиса и необходимости быстро разрешить транспортный «застой». По словам главы транспортной комиссии Киеврады Дмитрия Олийныка, главное достоинство «легкого метро» - в его экономических выгодах. «Инвестиционная и эксплуатационная стоимость «легкого метро» в разы меньше, чем обычного метро. И сроки самого строительства в несколько раз меньше, чем прокладывание тоннелей метрополитена. Все это в комплексе позволит быстро решить проблему перевозки киевлян», - рассказывает Олийнык. По его мнению, не уступает будущее «мини-метро» стандартному и по комфорту и безопасности.

«Существующие технологии позволяют сделать такой вид транспорта максимально безопасным и комфортным. А люди, не пользующиеся метро только потому, что бояться туда спускаться, смогут легко воспользоваться наземным метро», - считает глава транспортной комиссии. По его прогнозам с пассажиропотоком «облегченное» метро тоже справится запросто. «В рамках Генерального плана мы сейчас работаем над тем, чтобы через 3-4 года создать на Левом берегу Киева 150-200 тысяч рабочих мест. Когда это произойдет, исчезнут утренние и вечерние пробки, и не нужен будет дополнительный транспорт для перевозки пассажиров», - говорит Олийнык.

Согласны с чиновниками и ученые. «Трансформация существующего скоростного трамвая на Троещине была задумана еще в 1990-е годы. Линию собираются продлевать до станции метро «Левобережная» и до станции «Славутич». И вот если такое «легкое метро» соединит три ветки метрополитена (включая новую ветку на Троещину, - Авт.), это позволит перераспределить транспортные потоки: киевляне смогут не только доезжать до метро без переезда через мосты, но и садиться в метро на незагруженных станциях», - считает руководитель Института города Александр Сергиенко. Он отмечает, что технологии строительства обычного метро сохранились еще с советских времен и давно уже устарели, поэтому многие города часть пассажиропотоков перекладывают на плечи «легкого метро», которое с этим успешно справляется.

Зарубежные же эксперты придерживаются мнения, что мало просто построить что-то новое и закупить для этого трамваи. Для нормального функционирования транспорта необходимо развивать его в комплексе. «В дополнение к покупке новых или б/у трамваев фондом города должны разрабатываться концепции транспортного коридора с акцентом на всей цепочке поездки человека (например, от дома до рабочего места с использованием различных видов транспорта), а также на улучшение эксплуатационных характеристик и основы общественного транспорта», - считает руководитель проекта «Климатически благоприятная концепция устоявшейся мобильности в украинских городах» компании German International Cooperation Армин Вагнер, который работает над этой концепцией во Львове. По его наблюдению, украинские трамваи вообще плохо работают: это относится не только к качеству трамвайных вагонов и путей, но и вмешательству автомобилей в трамвайное движение, внешний вид станций и персонала. «Концепция должна включать в себя три основные составляющие: легкий доступ к станции, качественный общественный транспортный коридор (раздельные трамвайные пути, возможность предварительной оплаты проезда, его проверки и создание единого билета на все виды транспорта для быстрой пересадки, информационные табло, предоставление трамваям приоритета для проезда на перекрестках, запрет блокирования трамвайных путей автомобилями) и выход из станции», - говорит господин Вагнер.

А как у них?

«Легкое метро» очень популярно в мире. С его помощью решили свои транспортные проблемы, к примеру, Дубаи, Лондон и Москва, где ежедневно им пользуется не менее 100 тысяч человек.

Дубаи

Метро в коммерческом сердце ОАЭ – Дубаи не было до 2009 года. А в связи с быстро растущим населением и засильем автомобилей было необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Ставку сделали на рельсовый электротранспорт. В итоге в сентябре 2009 года состоялось торжественное открытие первой линии «легкого метро» из 10 станций в Дубаи. «Легким» оно считается потому, что только 9 станций из всех запланированных будут подземными.

Сейчас так называемое дубайское «метро ХХІ века» развозит пассажиров по более 26 станциям и по двум линиям, забирая на себя треть всех перевозок города: ежедневно в среднем на нем едут на работу и обратно 1,2 млн. человек. Вагоны оборудованы кондиционерами, Wi-Fi, есть секции для VIP-пассажиров, женская часть и обычная. Станции объявляются на арабском и английском языках. А на самих станциях есть кафе, рестораны, магазины и общественные туалеты, отделанные мрамором.

Лондон

Одним из самых популярных в Лондоне является Доклендское «легкое метро». Его запустили еще в 1987 году для обслуживания вновь отстраиваемого района Лондона Доклендс. Этот бывший портовый район начал замирать еще в 60-е годы прошлого века, и муниципалитет Лондона решил обустроить тут финансовый район. Для его обслуживания и было выбрано «легкое метро» из-за его дешевизны и быстрого строительства.

Сейчас же «легкое метро» соединяет почти все окраины с центром Лондона: на 31 км пути работают 40 станций, и их строительство продолжается. Многие станции находятся поблизости от станций метро или железнодорожных станций. Между ними курсируют автоматизированные трехвагонные поезда без машиниста со скоростью до 100 км/ч. Ежедневно «мини-метро» пользуются до 100 тысяч лондонцев.

Москва

Первое и пока единственное «легкое метро» в России было построено в Москве – Бутовская линия. Она соединяет одну из самых густонаселенных окраин Москвы с линией обычного метрополитена. Пять станций заработали еще в 2003 году, трехвагонные поезда между ними проходят над землей по эстакадам. Режим работы Бутовской линии - как у обычного метро.

Построили это «легкое метро» всего за полтора года. В дальнейшем планируется расширить сеть станций еще на пять и продлить линию на север и на юг. Ежедневно линией пользуются не менее 60 тысяч москвичей.

www.kievpress.net