Киевводоканал трижды в сутки осуществляет анализ воды, но этого мало ...

Специалисты химико-бактериологических лабораторий Днепровской и Деснянской водопроводных станции Киевводоканала минимум трижды в сутки осуществляют анализ воды, поступающей непосредственно на водозаборные сооружения города Киева.

Кроме того, не реже одного раза в месяц, в зависимости от ситуации, по химическим, бактериологическим и гидробиологическим показателям контролируется качество воды в Киевском водохранилище и его притоках - реках Ирпень, Тетерев, Уж и - выше Киевского водохранилища, почти на границе с Беларусью - реки Припять.

Также, в случае необходимости, Киевводоканал осуществляет забор проб воды из разных мест левого и правого берегов Днепра. Рабочие программы по контролю качества воды разрабатываются лабораториями Киевводоканала и согласовываются с городской СЭС. Все указанные исследования регулярно осуществляются Обществом за собственные средства в соответствии с графиками и дополнительно могут проводиться при возникновении непредвиденных ситуаций.

Что касается контроля качества воды в реке Десна выше по течению, специалисты Киевводоканала, опять же используя исключительно ресурсы предприятия, согласно разработанному и утвержденному графику, раз в год отбирают пробы с разных точек на реке Десна от Чернигова до водозабора Деснянской водопроводной станции. При необходимости осуществляются внеплановые обследования источников водоснабжения.

Проведение подобных исследований позволяет специалистам Киевводоканала отслеживать изменения в составе воды основных источников водоснабжения столицы до ее поступления на водозаборные сооружения.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о государственной системе мониторинга (Постановление Кабинета Министров Украины от 30.03.1998 № 391), мониторинг окружающей среды, в том числе поверхностных и подземных источников водоснабжения, должен осуществляться МЧС, Минздрав, Минагрополитики, Госкомлесхоз, Минприроды, Держгеонадрамы, Держводгоспом, Госкомземом, Госжилкоммунхозом, их органами на местах, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые принадлежат к сфере их управления.

При этом взаимоотношения субъектов системы мониторинга, согласно указанному документу, должны основываться на взаимной информационной поддержке решений в области охраны окружающей среды, координации действий при планировании, организации и проведения совместных мероприятий по экологическому мониторингу окружающей среды, чрезвычайных экологических ситуаций и ликвидации их последствий, ответственности за полноту, своевременность и достоверность передаваемой информации и т.д..

Однако иногда указанные структуры не предупреждают Киевводоканал заранее о возможных рисках, а наоборот - только после получения результатов на основе аналитической базы данных Общества - требуют объяснения по поводу ухудшения качества воды.

Это свидетельствует о необходимости налаживания взаимодействия всех задействованных структур на государственном уровне. Ведь, к сожалению, сейчас в Украине практически не действует система прогнозирования качественного состава источников водоснабжения до их поступления на водозаборные сооружения. Таким образом, в случае превышения нормативных показателей или значительного увеличения объемов воды в реках об этом становится известно только на подходе к городу Киеву, когда времени для надлежащей подготовки к возникновению возможной нештатной ситуации остается очень мало.

Около 20-30 лет назад, специальные службы на государственном уровне осуществляли детальные исследования и прогнозирования качественных показателей воды в основных источниках водоснабжения столицы.

Кроме того, организовывались специальные экспедиции, тщательно отслеживали состояние воды в реках выше по течению. Это позволяло получить информацию о состоянии зон санитарной охраны II и III поясов источников центрального водоснабжения, сделать достаточный стратегический запас материалов (реагентов и т.д.) в случае ухудшения качества воды.

Киевводоканал неоднократно предоставлял свои предложения по созданию автоматизированных постов наблюдения за качеством воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на реках Днепр, Припять и Десна, что позволило бы получать оперативную информацию по качеству воды для своевременного корректирования технологии водоподготовки.

В частности, в августе этого года, когда на водозаборные сооружения определенное время поступала вода с неприятным запахом, что почувствовали жители некоторых районов города, Общество направило письмо Председателю Киевской городской государственной администрации Александру Попову с просьбой обратить внимание на необходимость налаживания взаимодействия между структурами, контролирующими показатели поверхностных источников водоснабжения столицы. Это минимизирует возможность возникновения биологических, радиологических и химических рисков для населения.

Целевая программа «Питьевая вода города Киева на 2011-2020 годы», утвержденная решением Киевского городского совета от 04.11.2010 № 220/5032, также предусматривает выделение средств на установку приборов автоматического контроля качества воды в рамках реконструкции Днепровской и Деснянской водопроводных станций. В целом эта сумма составляет около 13 млн. грн. При условии надлежащего финансирования и четкого выполнения мероприятий Программы, за несколько лет возможно будет наладить действенную систему контроля на реках, которые являются главными водными артериями не только Киева, но всей Украины.

JeyNews