В распоряжении оказались итоговые данные о доходах туристических компаний Украины в 2008 году. Около 65% оборота отрасли приходилось на столичные турфирмы. Их бизнес процветает за счет того, что киевляне, по сравнению с жителями других регионов, являются более состоятельными клиентами. К тому же услугами киевских операторов часто пользуются туристы из других областей. Ведь большинство чартерных авиарейсов из Украины отправляется именно из столичного аэропорта “Борисполь”.

Благодаря киевлянам и гостям столицы туркомпании столичного региона заработали в прошлом году более 5 миллиардов гривен. По данным Госслужбы туризма и курортов Украины, второе место по доходам у турфирм Крыма. Они в прошлом году заработали около миллиарда гривен. Правда, эти компании, в отличие от столичных, предоставляли услуги преимущественно гостям полуострова, пожелавшим отдохнуть на местных курортах. В числе лидеров, но с большим отставанием, идут турагентства Днепропетровской (388 миллионов гривен) и Донецкой (318 миллионов гривен) областей.

Меньше всего доходов получили туркомпании в Винницкой и Луганской областях (менее 20 миллионов по каждому из регионов).

В этом году туроператоры отмечают снижение туристического потока и в регионах, и в столице. Коммерческий директор Tez Tour Аркадий Маслов сообщил, что изначально компания предполагала, что наихудшая ситуация со спросом будет в Западном регионе, а меньше всего повлияет кризис на туристов из Центральной и Южной Украины. “Наши прогнозы не оправдались, спрос в разрезе регионов снизился равномерно на 30-40%”, — говорит коммерческий директор Tez Tour.

Упал и средний доход туроператоров от одного туриста. Как рассказывает Аркадий Маслов, в среднем по компании недельный тур в этом году подешевел на 100 долларов. “Если в 2008 году отдохнуть на турецком побережье можно было в среднем за 900 долларов, то в этом году — за 780”, — говорит он.

Из-за снижения количества желающих полететь на отдых в теплые края на 40-50% снизился общий объем чартерных авиа-перевозок. Снижение количества перелетов из Киева более существенное, чем из областных центров. Дело в том, что чартерные рейсы из “Борисполя” отчасти заполнялись туристами из регионов. Теперь туроператоры гораздо реже прибегают к практике отправки таких туристов через столицу.

Участники рынка считают, что кризисные условия могут сыграть на руку турсектору в регионах. Рекламировать свои услуги в областных центрах стало в разы дешевле, чем в столице, а маржа от одного туриста одинаковая. “Если вы берете условно тысячу долларов, то в регионах вы можете на эту сумму позволить себе один пакет рекламных услуг, а в Киеве — значительно меньший”, — говорит Равиль Хамитов из “Сети агентств горящих путевок”. “Получается, что турфирмы могут вложить в свою раскрутку в регионах и в Киеве одинаковую сумму, однако приток клиентов в регионах будет больше”, — продолжает он.

Опрошенные туроператоры отмечают, что в этом году цены (в валюте) на путевки по сравнению с прошлым годом несколько снизились. В первую очередь это произошло за счет снижения стоимости авиаперелета. Также немного сбрасывают цены и отельеры. “Мы сейчас ведем переговоры с гостиницами, возможно, цены будут еще немного снижены”, — рассказывает Александр Новиковский, директор туроператора Turtess.

{google}

Укррудпром