За последние несколько лет электронная коммерция приобрела глобальные масштабы. В международном праве и законодательных базах многих стран давно появились такие понятия как «электронная коммерция», «электронная сделка» или «электронный платеж». И только в Украине, до недавнего времени, деятельность интернет-магазинов никем и ничем не регулировалась. Казалось бы, принятый Кабинетом министров Украины под «давлением» Госкомпредпринимательства законопроект «О внутренней торговле» на первый взгляд ничем не примечателен. Однако, впервые, отдельной строкой, в документе обозначили регламент работы интернет-магазинов, которых сегодня расплодилось, как грибов после дождя. Среди новшеств, заслуживающих отдельного внимания – требование о наличии фактического, а не «виртуального» офиса (где и должна оформляться и сохраняться вся документация, в том числе и по покупке-продаже товаров), предоставление исчерпывающей информации о самой фирме, данных о ее государственной регистрации, наличии патентов или лицензий, а также внесение всех условий купли-продажи товаров в специализированные каталоги или буклеты.

Бойтесь данайцев дары приносящих

На сегодняшний день самая большая проблема торговли через интернет, собственно, и заключается в так называемых сайтах-однодневках. Где покупатель, в лучшем случае, купит «кота в мешке», а в худшем – останется как без «кота», так и без денег. Ладно, если бы речь шла о незначительных суммах (мол, потерять не жалко), а если вдруг вы купите вовсе не то, что заказывали или лекарства, которые вместо ожидаемого «облегчения» нанесут непоправимый вред вашему здоровью? С кого тогда спрашивать?

- Нормы проекта закона о внутренней торговле направлены, в первую очередь, против сайтов-однодневок в Интернете, которые поставляют некачественный товар и мешают работать легальным интернет-магазинам. Такое мнение на своей странице в Facebook озвучил правительственный уполномоченный по дерегуляции хозяйственной деятельности Михаил Бродский, комментируя «революцию» в сфере Интернет-торговли. Бродский также отметил, что над данным проектом Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства работал в течение года и вот теперь выносит его на широкое обсуждение.

- Сейчас эта тема получила широкую огласку в обществе, есть много упреков относительно защиты малого бизнеса, - продолжил Бродский. - Я уверен, что малый бизнес нужно защищать так же, как и интересы потребителей.

Кстати, немаловажным будет и тот факт, что если Интернет-магазин принадлежит физическому лицу-предпринимателю, который находится на едином налоге, то ежемесячный налог составит 200 гривен, если предприниматель находится на общей системе налогообложения, то налог составит 25% от чистого дохода, после вычета других обязательных платежей. Если же собственником Интернет-магазина является юридическое лицо, работающее на едином налоге, то его сумма будет составлять либо 6% (+НДС), либо 10% от дохода с реализации продукции. Если предприятие находится на общей системе, то необходимо уплачивать НДС и 25% налога на прибыль. Как видим, проще регистрировать магазин на физическое лицо-предпринимателя, и отчетности меньше, и сумма уплаты налогов тоже. При условии, конечно, что годовой оборот не будет превышать 500 тыс. гривен (до вступления в силу нового Налогового кодекса).

Плюсы и минусы онлайн-торговли

Как и у любого неоднозначного решения или законопроекта, ужесточение правил Интернет-торговли вызвала среди украинцев массу, как положительных, так и отрицательных отзывов. Одни видят здесь попытку лишний раз «надавить» на торговцев, взяв их под тотальный контроль, в том числе и налоговой. Другие, наоборот, уверены, что беспредел, творящийся в данной сфере, рано или поздно нужно было прекратить. Приводить в данном контексте все точки зрения, делом было бы бессмысленным. А вот выслушать мнения покупателей, совершивших когда-либо покупку в сети, наверное, было бы интересно.

- Я осталась полностью довольна покупкой через Интернет, - рассказывает «Киянам.Обозреватель» киевлянка Наталья Веремей.

- Искала мобильный телефон, перерыла кучу сайтов, обошла десятки магазинов и только в сети нашла нужную мне модель да еще на 200 гривен дешевле.

- Вот это поддерживаю (проект закона о внутренней торговле, - прим. авт). Сейчас как раз подал иск - товарищ по безналу оплатил 29 тысяч гривен за ноутбуки онлайн магазину, но по факту ЧПшнику, некой ФОП Т.И.В, - сетует пользователь Николай. - Товар не поставляют, деньги не возвращают, и, как потом выяснилось, это такая у них обычная практика - те, у кого терпения хватит - через суды выбьют свои деньги. Т.е. по факту юридическое интернет-кидалово как потребителей, так и государства на налоги.

- Случайно в метро я наткнулся на рекламу интернет-магазина «Любимка», который предлагал преобрести у них подарки на все случаи жизни, - рассказывает коллега-журналист Станислав.- Я долго колебался, выбирал (все-таки первый раз покупаю), но все же остановился на одном из предложений. Симпатичный (как на фото) пингвин, превращающийся одновременно в подушку и покрывало, мог бы стать лучшим подарком для моей племянницы. Оформил заказ по телефону, оставил адрес офиса и вот через пару часов мне привезли заказ. С виду оригинал ничем не отличался от ранее увиденной в интернете фотографии и я заплатил курьеру 150 гривен. При этом мой вопрос о чеке или сертификате качества, особенно на детские товары, курьера заметно разозлил. «Вот вам квитанция, если что не понравится – меняйте». А сертификат? Я с собой документы не вожу, да и от товаров наших никто еще не умер».

Провалом закончилась и попытка сети супермаркетов «Фуршет» организовать в столице онлайн-доставку продуктов питания прямо домой. Как и в обычном магазине, вы «гуляете» между полками, рассматриваете тот или иной товар, (точнее его фотографию на экране), «складываете понравившееся в корзину и тут же получаете общую калькуляцию покупки. Все казалось бы хорошо. Но есть одно «но». Вы не можете взять товар в руки, привычно принюхаться, покрутить в руках и т. п. А главное – где гарантия того, что вам привезут именно то, что вы заказывали, или тот или иной товар окажется свежим?

Как не купить «кота в мешке»?

Несмотря на огромное количество интернет-«лавочек» (порядка 6,5 тыс.) и разнообразнейший ассортимент от нижнего белья до частных яхт, киевляне все еще не спешат массово делать покупки в сети. Причиной тому может служить недоступность Интернета для многих потребителей или полная компьютерная безграмотность, а также извечное желание рожденных еще в СССР людей потрогать, понюхать и покрутить товар в руках прежде, чем его купить. Впрочем, и плюсов в подобной торговле также предостаточно. Главное знать как не попасть впросак, покупая товары в Интернете. Итак, три простых правила:

Выбирайте популярный и проверенный Интернет-магазин. Это можно сделать, почитав отзывы и сообщения на тематических форумах или странице «Комментарии» самого магазина. В крайнем случае, расспросите друзей и знакомых.

Если есть возможность «пощупать» товар в обычном магазине, до того, как закажете его в Интернете, обязательно это сделайте! Тогда вы будете точно знать, как выглядит на самом деле будущая покупка.

Оплачивайте товар только при его получении. И если вас что-то в нем не устраивает, не стесняйтесь об этом говорить курьеру, вплоть до отказа принять товар. Лучше десять раз подумать и не купить, чем один раз купить, не подумав.

kiyany.obozrevatel.com