Художники в Лаврских мастерских творят истинные шедевры

В марте прошлого года для Лаврских художественных мастерских прозвенел первый тревожный «звоночек»: киевские богобоязненные чиновники предложили передать их церкви, однако официальное решение так и не было оформлено. Второй «звоночек» был посерьезней: в июле 2010-го Киеврада передала историко-культурный заповедник из муниципальной собственности в государственную, запустив кампанию по передаче церкви помещений, занятых под музеи и мастерские.

Но до выселения художников дело не дошло и по сегодняшний день. Провидению было угодно, чтобы какое-никакое законодательство Украины защитило творцов. Дело в том, что главным условием для выселения мастерской является предоставление равноценного помещения. Понятно, что найти в Киеве подходящее здание площадью 1600 квадратных метров непросто.

Сегодня художники, занимающие мастерские на птичьих правах, продолжают творить удивительные вещи – мирские и духовные одновременно. По приглашению искусствоведа Марии Бойчук я побывала в этой святая святых - Лаврских художественных мастерских.

Немного истории

Как сообщают исторические источники, иконописные мастерские Лавры были основаны преподобным Алипием Печерским – одним из первых и лучших иконописцев Киево-Печерской лавры. Трехэтажное здание, в котором сегодня размещены художественные мастерские, находится по соседству с самым красивым храмом Киево-Печерской лавры – Трапезным. Дом был построен в 1882 году по проекту архитектора Сычугова на средства архитектора Ижакевича. Изначально иконописные мастерские располагались на втором этаже, на первом была «ключня», а в подвале – «ледовая», склад для пива и кваса, котельная.

В мастерских в свое время работали известные художники: Алексей Щусев, Иван Ижакевич, Александр Мурашко и даже Михаил Врубель. Сразу после революции 1917 года в помещении располагалась художественная школа Народного образования Украины, где выросли Катерина Билокур и Мария Приймаченко, с 1922 года здесь работали театральные художники, после войны изрядно поврежденное здание в течение нескольких лет ремонтировалось за счет художественного фонда УССР, затем Школа была преобразована в художественные мастерские Союза художников Украины, где сегодня работают более 30 мастеров.

Комната-музей: сквозняки и Дух Лавры

…Поднимаюсь по старинной лестнице на второй этаж и окунаюсь… в лик Христа. Огромная икона Спасителя встречает каждого входящего в обитель художников. Тишина и прохлада – вечные спутники музеев – господствуют здесь безраздельно. Другие музейные атрибуты - скрипучие полы и аккуратные коврики на полу – тоже на месте…

Прохожу в зал, хотя, наверное, залом это помещение все же назвать нельзя – уж слишком оно небольшое. По стенам большой комнаты развешаны иконы и картины. Пахнет свежими красками, и запах этот разносится сквозняком, гуляющим между многочисленными перегородками мастерских…

Навстречу мне выходит мой гид – искусствовед Мария Бойчук, и сразу начинает импровизированную экскурсию. «Вот здесь стенка такого-то художника, здесь – такого, а здесь – это что-то!..» Все работы разные – от иконы Богородицы до венецианского пейзажа - и все гениальны. И все они – и мирские, и духовные – пронизаны и вдохновлены Духом Лавры, который можно почувствовать почти физически…

Вряд ли всех художников, работающих здесь, можно назвать истинно верующими в традиционном понимании этого слова. Но в том, что каждый из них – творец – убеждаешься мгновенно…

Лаврские творцы пишут, как никто

Теперь подробнее о творцах. В тридцати мастерских их чуть больше тридцати. «Чуть больше» потому что некоторые из них делят помещения с детьми, начавшими писать собственные творения. Кстати говоря, место на выставке имеют далеко не все художники – по той же банальной причине малой площади. Зато никто из них не забыт в разнообразных журналах и буклетах, которые можно полистать прямо здесь.

Сергей Вандаловский пишет иконы в византийской традиции с уникальной инкрустацией камнями. «На его счету – более тридцати иконостасов в самых разных странах мира, у нас их можно увидеть в Киеве на Подоле в Ильинской церкви и в Форосе», - рассказывает Мария. И продолжает: художника неоднократно приглашали за рубеж – в Штаты, в Италию. Несмотря на крайне выгодные предложения, мастер неизменно отказывается от них и продолжает писать иконы на родине. Святые, изображенные художником, не задерживаются на выставках – «его работы моментально расходятся по частным коллекциям, художник не успевает их писать», - говорит Мария. Видимо, поэтому на стене автора так много свободных мест…

Иван Пилипенко предпочитает холст и масло. Работы чистые, почти прозрачные, с преобладанием белого. «Это обычные масляные краски, но очень своеобразная манера исполнения – он наносит краски очень густо, поэтому изображение получается выпуклым», - говорит Мария. «Эти работы можно рассматривать до бесконечности и дорисовывать в своем воображении, поэтому они никогда не приедаются», - признается искусствовед.

Сергей Давыдов. «Как сказал Сергей Вандаловский, так сейчас никто не пишет – когда смотришь на его картину, не видно мазка», - рассказывает Мария. Именно поэтому посетители выставки часто уточняют: это действительно оригинал или копия? В мастерских выставлено всего три работы мастера – пейзаж и два портрета.

Людмила Митченко пишет в стиле Примаченко, «но в отличие от Примаченко ее примитивизм – профессиональный», - объясняет Мария. Художница иллюстрирует книги для детей.

Супруги Петр Ганжа и Наталья Чернова делят одну мастерскую на двоих. Оба художника оказались на месте и с удовольствием показали мне свою мастерскую, где царит прекрасный «творческий беспорядок». Узнав о цели моего визита, Петр сказал: «Художник должен работать с церковью, церковь без художника не может существовать». Петр и Наталья – авторы великолепных портретов, натюрмортов, работ на народные сюжеты.

Михаил Гаевой – иконописец. Причем, обучает иконописи послушников монастыря и желающих прихожан. «Это талантливый живописец, который пришел к иконе благодаря искренней вере», - говорит Мария.

Николай Кочубей – график, автор уникальных работ. «Сначала мастер работает резцом по листу меди, потом проводится травление, потом послойно, поцветно наносится краска, прокатывается валиком на ватман», - рассказывает Мария. И добавляет: с оригинала можно сделать лишь ограниченное количество копий, «потом рисунок смазывается и повторить его невозможно». Работы художника неоднократно тиражировались на почтовых марках и сувенирных монетах.

У отца и сына Василия и Артема Копайгоренко одна мастерская на двоих, но стиль письма – совершенно разный. Копайгоренко-отец встретил нас в своей мастерской и показал работы – свои и сына. Василий работает с народными темами, Артем – начинал с исторических полотен, но сейчас, вдохновленный Духом Лавры, пишет только иконы.

Что дальше?

Художники, «проживающие» в лаврских мастерских, пишут картины, иконы, создают алтари для новых храмов, преподают. Что будет дальше с художественными мастерскими? Одному Богу известно. Радует одно: церковь не настаивает на немедленном изгнании творцов с территории монастыря. Более того, время от времени подкидывает художникам работу.

Мария рассказала, что памятник преподобным Антонию и Феодосию, расположенный возле входа в дальние пещеры, был сделан скульптором Владимиром Шелудько по заказу настоятеля Киево-Печерского монастыря отца Павла. «Кроме того, наши художники неоднократно получали грамоты от Митрополита Владимира», - похвасталась моя гид и заверила, что сегодня в отношениях священников и творцов царит полное взаимопонимание. «Наши иконописцы никогда не делали ничего, неугодного Богу, а тем паче Его служителям», - сказала она.

Напоследок Мария провела меня на «потайную» мансарду, встроенную в крышу мастерской. Вид оттуда открывался великолепный – на Лавру, на Днепр, на Киев… Находясь там, наверху, я подумала: вся земля – храм, в котором найдется место всем: и священникам, и художникам, и святым, и грешным…

kiyany.obozrevatel.com