Напомним, что в ноябре 1941 года Успенский собор, простоявший к тому времени 850 лет, взорвали. По одной версии, это преступление совершили фашистские оккупанты, по другой – советские подпольщики. Отстроили храм в независимой Украине по указу Президента Леонида Кучмы. Роспись решено восстановить в стиле украинского барокко, в котором интерьеры собора были оформлены в XVIII веке.

С заслуженным деятелем искусств Украины художником Любомиром Дмитренко заходим в церковь. Здесь уже установлен великолепный иконостас, сделаны красивые мраморные полы с мозаикой.

– Несколько лет назад расписали один из приделов, но на том работа и остановилась, – говорит Любомир Иванович. – Теперь мы ее возобновили, начав с самого верха. Туда, под купола, сейчас с вами и поднимемся.

Карабкаемся по строительным лесам. "Не смотрите вниз, держитесь за перекладины лестницы двумя руками", – консультирует нас живописец. И вот мы под одним из куполов, который сейчас расписывает наш собеседник. На своде изображен Бог Отец на золотом троне с треугольным нимбом над головой. Ниже – 24 старца в коронах и ангелы с золотыми трубами. Это сцена Апокалипсиса (конца света). Кстати, изображена она вовсе не страшной, а скорее торжественной. Здесь работа еще не закончена. Предстоит покрыть позолотой трон Бога Отца, нимбы, короны, трубы, некоторые элементы одежды. Кстати, позолота несет особую смысловую нагрузку: символизирует свет, подчеркивающий идею о том, что храм – это дом Божий. И также является одной из характерных черт стиля украинского барокко.

– Свод расписывать сложнее всего, – продолжает художник, – ведь постоянно стоишь с запрокинутой головой. Еще гениальный Микеланджело говорил, что от этого болят связки и мышцы шеи. Впрочем, здесь, под сводами собора, энергетика особая – она лечит. Бывает, самочувствие не очень хорошее, но приходишь в храм, забираешься под купол – и чувствую себя так, как в молодости.

– В старину иконописцы, прежде чем взяться за работу, постились, читали молитвы. Вы следуете этим правилам?

– Думаю, что главное для человека, расписывающего храм, – не нарушать десять заповедей Христовых. Пожалуй, я этому требованию соответствую. Что же касается ограничений в пище, то мы обедаем в столовой, которая открыта в Лавре для паломников. Там готовят очень вкусно, но в меню нет мясных блюд (так положено в монастырях. – Авт.).

"Расписываем храм всей семьей"

{google}

– Вообще, создание настенной живописи – процесс весьма сложный и трудоемкий, – говорит Любомир Иванович. – Все начинается с эскизов. Затем изображения переносятся в натуральную величину на особую бумагу, а уже с нее – на стену. Так создаются пунктирные очертания будущей картины. По ним проще работать красками. Кстати, используем масляные краски, которыми расписывали церкви в XVIII веке. Тут важно отметить, что разобраться во всех нюансах стиля украинского барокко нам помогает роспись Троицкой надвратной церкви, расположенной напротив Успенского собора. Мы берем ее художественное оформление в качестве образца.

– В храме работают четыре группы художников, причем та, в которую вхожу я, – семейная, – продолжает живописец. – Трудимся вчетвером: я, моя жена Татьяна Николаевна (она тоже заслуженный деятель искусств Украины) и наши сыновья – Андрей и Николай (кстати, Николай на днях получил диплом об окончании Академии художеств). До этого расписывали восстановленный в конце 1990-х Михайловский Златоверхий собор в Киеве. Трудились над художественным убранством воссозданного возле древнего Херсонеса (ныне территория Севастополя. – Авт.) Владимирского собора, где, как считается, крестился князь Владимир. И вот теперь – в Успенском.

Татьяна Николаевна рассказала, что совместная работа способствует еще большему сплочению семьи. Впрочем, нередко возникают творческие споры.

В ответ на наш вопрос, почему более семи лет художники не приступали к росписи храма, Любомир Дмитренко подвел нас к одной из стен, где еще ничего не нарисовано.

– Видите, штукатурка покрыта густой сеткой трещин, – пояснил живописец. – Если бы здесь уже была написана картина, то эти трещины оказались бы на ней. Зданию необходимо отстояться. Перед тем как начать роспись, рабочие простукивают штукатурку, так как под ней во многих местах есть пустоты. Их зачищают, вновь штукатурят, наносят грунтовку, и только затем можно приступать к художественной работе.

– За истекшие годы на поверхности стен вышли имевшиеся внутри соли, которые мы убираем, чтобы они не появились на живописном слое, – говорит начальник Главного управления охраны культурного наследия Киева Руслан Кухаренко. – К росписи можно было приступить и раньше, будь на это деньги. Впрочем, их нет и сейчас. Художники пока ничего не получают за свой труд.

По мнению Любомира Дмитренко, роспись собора займет несколько лет. "Хотелось бы успеть до начала Евро-2012", – сказал на прощание художник.

Игорь ОСИПЧУК, Сергей ТУШИНСКИЙ (фото) "ФАКТЫ"