До сих пор в Киеве спорят, что, собственно, «напринимали» депутаты Верховной Рады 7 сентября, внося изменения в Закон «О столице Украины». Вопросов здесь больше, чем ответов. «КП» решила разобраться

Главное изменение в том, что парламент решил разграничить должности главы Киевсовета и Киевской горгосадминистрации.

Как было раньше? На очередных выборах киевляне голосовали «за мэра». Если точнее - за главу Киевсовета. Этот же человек - по изменениям, внесенным в Закон «О столице» во времена Александра Омельченко и освященным двумя решениями Конституционного суда (2003, 2005 гг.), - становился главой городской госадминистрации. И его, сидящего сразу на двух стульях, называли мэром. У мэра в руках были все полномочия - от права вносить проекты решений Киевсовета до непосредственного управления хозяйственной деятельностью столицы. При этом снять мэра решением президента или парламента было невозможно! Должность-то выборная.

К слову, так - или почти так - городская власть устроена почти во всех городах Украины. Беда лишь в том, что в соответствии со ст. 118 и 133 Конституции Киев «имеет специальный статус, который определяется законами Украины». Это значит, что принципы управления городом могут быть изменены, достаточно лишь внести изменения в соответствующий закон. Что и предприняла на этой неделе Верховная Рада. Кроме того, ст. 118 предполагает, что главу КГГА назначает напрямую президент.

Меняя закон, Рада разграничила должности председателя Киевсовета и председателя городской госадминистрации. Председатель Киевсовета (сейчас - Леонид Черновецкий) - по-прежнему выбирается жителями города, вот только полномочий у него раз-два - и обчелся. Председатель горгосадминистрации теперь назначается президентом. Эту должность, скорее всего, отдадут Александру Попову. Иными словами, именно в его руках сосредоточатся фактически все рычаги управления жизнью столицы. Даже несмотря на то, что изменения, принятые Радой, не разграничили его полномочия с Киевсоветом. Просто так уже сложилось, что Киевсовет принимает решения «в общем», а администрация «рулит» конкретно.

Вторым изменением в Закон «О столице» Рада благословила отмену райсоветов в столице. И уже в четверг Киевсовет их благополучно ликвидировал.

И в итоге вышло, что киевляне утратили возможность хоть как-то влиять на столичную власть.

К сведению: такая же ситуация сложилась еще лишь в одном городе Украины - Севастополе. В соответствии со ст. 133 Конституции Севастополь, как и Киев, также имеет специальный статус.

Мэр не против

Вряд ли найдется хоть один житель столицы, которого нововведения радуют. Даже несмотря на то, что «экстренные меры» по подчинению Киева напрямую президенту можно объяснить простой и прагматической причиной - «защитой от дурака». Впрочем, один такой киевлянин уже нашелся.

- Я приветствую изменения в Закон «О столице» и уверен, что Киеву это будет только во благо, - цитирует Леонида Черновецкого его персональный сайт - chernovetskiy.com.ua.

Другие эксперты и общественные деятели столицы отнеслись к изменениям критически. Получается, киевлян лишают их конституционного права на местное самоуправление? Кроме того, изменения к закону противоречат другим документам.

- Обе должности (председателей Киевсовета и КГГА. - Прим. авт.) объединены решением Конституционного суда, которое имеет силу закона, и никто не может его отменить. Так что Попова невозможно законным путем назначить главой администрации. А если суд отменит свое же решение, то это будет позор на всю Европу, - отмечает директор Института города Александр Сергиенко.

Но зная, с какой головокружительной легкостью КС уже не раз принимал противоречивые решения, можно предположить, что и на этот раз он не подведет.

МНЕНИЯ

ЗА

Сергей ЛЕВОЧКИН, глава Администрации президента Украины:

- Данные изменения прогрессивны, поскольку ликвидируют целый ряд чиновничьих ступеней и экономят средства, необходимые для развития Киева. Насколько мне известно, у Александра Попова и его команды есть приоритеты развития столицы, на которые пойдут сэкономленные средства.

ПРОТИВ

Леонид КОСАКОВСКИЙ, экс-мэр Киева:

- Когда в столице ограничивают самоуправление, город всегда теряет в развитии. Демократия подразумевает выборную власть и в районах в том числе, а упразднение райсоветов этому противоречит. И это не мировая практика, как нам рассказывают: в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине есть райсоветы, в Париже есть районные депутаты. А киевляне потеряют возможность влиять на власть, чиновники будут прислушиваться к мнению только тех, кто их назначал.

Относительно разделения должности мэра и главы КГГА, то опять же не прописаны их полномочия. Глава администрации фактически должен выполнять роль наблюдателя и контролера, а на самом деле он становится государем. В целом я «за» раздел полномочий, но не за счет усиления горадминистрации и ослабления Киевсовета, который ни на что не сможет влиять. Будем надеяться, что власть в городе будет работать на киевлян. Александр Попов на этом этапе хорошо себя зарекомендовал.

Кто чем займется

Глава Киевсовета:

  • возглавляет Киевсовет, курирует его работу;
  • представляет город на международной арене, встречается с делегациями и официальными лицами;
  • поздравляет горожан с праздниками;
  • ведет прием киевлян.

Глава администрации:

  • занимается подготовкой бюджета и программы развития города;
  • контролирует выполнение бюджета;
  • назначает руководителей управлений и коммунальных предприятий;
  • курирует хозяйственную деятельность города;
  • подписывает распоряжения Киевсовета.

kp.ua