"Гетто для животных", "зооканцлагерь" - это все о Киевском зоопарке. И экологи, и политики, и журналисты хором говорят о том, что столичный зоопарк – чуть ли не худший в мире. Что это: дань моде или ужасная реальность, разбирался "Обозреватель. Кияни".

Когда речь заходит о столичном зоопарке - чаще всего слышатся одни и те же обвинения. Итак, в чем же обвиняют зоопарк? Мы собрали самые громкие обвинения в его адрес и попросили директора зверинца прокомментировать их.

Обвинение №1: Высокая смертность животных

В СМИ периодически появляются сообщения об очередной смерти того или иного животного в зоопарке. Эколог Владимир Борейко некоторое время назад сделал сенсационное заявление: только за 4 месяца работы директора Алексея Толстоухова, который пришел на смену скандально прославившейся коррупционными и кадровыми скандалами Светлане Берзиной, погибло около 500 животных.

Сейчас эти цифры эколог уже не припоминает. "С приходом нового руководства ничего не изменилось. Только раньше данные о смертности не скрывались, а сейчас их никому не показывают. Как умирали звери, так и продолжают умирать – а никаких норм по уровню смертности не существует. Там где-то 150-250 огромных животных и птиц у них умирают в год. Не очень много и не очень мало для такого зоопарка, как киевский", - подсчитывает потери зоопарка спустя 2 года после громких откровений Борейко.

В зоопарке обвинения опровергают. "Мы же подотчетная организация. Если у нас погибает животное, мы не можем его просто зарыть где-то – все оформляется документально и контролируется", - возмущается руководитель пресс-службы зоопарка Анжелика Комарова.

По ее мнению, цифру в 500 особей Борейко получил, посчитав и животных, которые умерли при Берзиной, и кормовую базу – мышей, рыбу. И не подкрепил никакими документальными доказательствами.

В свою очередь директор зоопарка Алексей Толстоухов заявляет, что подобные обвинения зоопарку выдвигают "дилетанты, ничего не смыслящие в зоопарковском деле". "Есть нормы той же Европейской Ассоциации зоопарков и аквариумов – нормальной считается 5% смертности в год. У нас в 2011-м был такой показатель. В этом году он будет еще меньше. Причем большинство животных умирают от старости. В других зоопарках, в том числе и европейских, от 10 до 38% (показатель – ред.)", - говорит Толстоухов.

В то же время Борейко считает, что в столичном зоопарке животные давно стали разменной монетой при внутриколлективных разборках. "Был конфликт, когда Берзина повыгоняла многих работников, и они травили животных, чтобы ее снять. И это им удалось. Это уже проверенный прием, потому что раньше точно так же расправились с бывшим директором Лепешковым", - говорит эколог.

Обвинение №2: Коррупция и растраты

Глава экологической комиссии при Киевсовете Денис Москаль считает, что корма в Киевском зоопарке закупаются по завышенным ценам. "В конце 2011 года зоопарк закупал картошку по 6 гривен за килограмм - это когда даже в розницу она стоила 2,2-3 грн. - в два раза дороже! То же и с пшеницей: закупали ее по 4,2 грн., тогда как в госрезерв покупали по 1,93 за кг. То же и с другими кормами", - говорит депутат. Зоозащитница Тамара Тарнавская добавляет, что закупки традиционно производятся у "своих" фирм.

В свою очередь директор зоопарка такие цены объясняет условиями тендера. "Нельзя взять данные за какой-то один месяц и делать выводы. Ведь рыночные цены меняются, а у нас цена остается единой на целый год", - объясняет Толстоухов.

К выводам о финансовых нарушениях в зоопарке пришла и столичная Госфинкомиссия. В результате проверки нарушений проверяющие насчитали ни много, ни мало: на 5 млн. Хотя это детский лепет по сравнению с 250 млн. грн. растрат при Берзиной.

"Покупка кормов по завышенным ценам привела к лишним тратам в размере 190 тыс. грн. Больше 104 тысяч потеряно вследствие завышения подрядчиками стоимости выполненных работ. Остальные нарушения – это списание проектной документации, завышение стоимости основных средств, запасов, неправильное ведение бухгалтерии и прочее", - говорит первый заместитель начальника ГФИ в Киеве Ирина Горбанская. По ее словам, материалы проверки переданы в прокуратуру Шевченковского района, а в отношении трех работников зоопарка составлены админпротоколы.

Директор зверинца убеждает: выявленные нарушения убытков государству не принесли. "Мы протокол проверки подписали с замечаниями. С 60% наших замечаний комиссия согласилась и сняла их. Остальные оставила – им ведь надо исполнять свои планы, получать премии, размер которых напрямую связан с суммой выявленных нарушений", - говорит Толстоухов.

По его словам, зоопарк получил официальное уведомление от прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении зоопарка. "Мы теперь сами готовим документы и будем подавать на Госфининспекцию в суд", - делится планами директор.

Обвинение №3: Жестокое обращение с животными

Первой об этом начала говорить известная зоозащитница Тамара Тарнавская. "Ситуация с содержанием животных в зоопарке – за гранью человеческого понимания для западных стандартов. Поэтому его и исключили в 2007 году из Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАЗА). Я очень горжусь тем, что причастна к тому, что показали, что происходит в зоопарке, и зоопарк был исключен из этой ассоциации. Им дали 5 лет, чтобы улучшить условия. Ничего такого не случилось. И сейчас они даже не являются кандидатами в члены", - рассказывает зоозащитница.

В ответ на такие обвинения Толстоухов объясняет исключение зоопарка из ЕАЗА исключительно политическими мотивами. "ЕАЗА откровенно заявляет о том, что они не нуждаются в зоопарках Восточной Европы. Когда исключали Киевский зоопарк - никто нас не ставил в известность, что это будет включено в повестку дня. Не было нашего представителя на этом заседании. Встал человек, который предложил нас исключить, а причин, по которым они нас исключили, нам официально так и не предоставили", - говорит директор зверинца.

По его словам, в прошлом году таким же образом исключили чешский зоопарк Двур-Кралове – один из лучших в мире. Кроме того, были попытки исключить и берлинский зоопарк. "Мы, хоть и не являемся членом ЕАЗА, они до сих пор присылают нам литературу и выставляют счета на членские взносы. Последний раз – на 20 тысяч долларов", - отметил Толстоухов.

В повторном вступлении в ЕАЗА директор смысла не видит – зоопарк уже является членом Евроазиатской ассоциации, готовится к поступлению во всемирную.

Обвинение №4: Бездействие в улучшении условий для животных

От зоозащитников часто звучат заявления о том, что киевский зоопарк входит в пятерку худших зоопарков мира, где также находятся зверинцы Индии и Африки. В киевском зоопарке с такой оценкой категорически не согласны. "Таких рейтингов не существует. Тарнавская сказала, что в пятерку худших зоопарков нас ввели. А никто ж не спросил, где она это взяла, кто проводил эту статистику, и вообще она специалист или не специалист", - упрекает Толстоухов.

"Обозреватель" поинтересовался у Тарнавской насчет ее заявлений о "пятерке худших". "Я повторяла то, что говорили западные эксперты", - объяснила зоозащитница. По ее словам, Киевский зоопарк был внесен в пятерку худших зоопарков мира организациями ЕАЗА и Pita.

"Там он и остался. Посмотрите, в каких условиях содержатся обезьяны. Мне как человеку стыдно смотреть в глаза этой горилле, которая 35 лет в тех условиях сидит. Я бы даже ничего не делала – подержала бы администрацию в тех условиях", - возмущается Тарнавская.

В зоопарке же говорят: для нормального существования – без строительства новых вольеров – им нужно около 40 млн. грн. в год. Город в 2012 году выделил около 17 млн. грн. (14 из них – на зарплату, коммуналку и корма). "Московскому зоопарку бюджет города выделяет 30 млн. долларов в год. У нас и 2 млн. долларов не наберется. А ведь мы реконструируем старые павильоны, делаем проектную документацию на то, что уже построено предшественниками без проектов. Потихоньку строимся. Хотелось бы быстрее – но не получается", - заявляет директор Киевского зоопарка.

"Поверьте, я много езжу: и наш зоопарк – далеко не худший в мире. И по коллекции (сейчас у нас 349 видов - на 40% больше и по видам, и по особям в сравнении с 2010 годом), и по площади зверинца", - говорит Толстоухов.

Ему вторит Борейко, который не относит зоопарк к худшим. Хотя и убежден, что киевский зоопарк, как и другие зверинцы старого типа, выглядит средневековыми по сравнению с распространенными в Европе зоопарками по типу сафари.

Обвиняют из-за лакомых гектаров земли?

В зоопарке считают, что их травля является заказной. "Для журналистов – это сенсация, для политиков – пиар. На самом же деле, кому-то очень понадобилась территория зоопарка – около 35 гектаров в центре города, минимальная стоимость которой 410 млн. долларов", - говорят в пресс-службе зоопарка.

"К нам периодически пишут депутаты Верховной Рады. Первым начал Николай Шмидт. Письма следующего содержания: в зоопарке все ужасно, его надо закрыть, а давайте я куплю землю", - рассказывает Комарова.

Подобной точки зрения придерживается и давний оппонент зоопарка Владимир Борейко. "Когда пресса пишет, что это самый плохой зоопарк – знаете, это неправда. Я видел другие зоопарки – они тоже имеют очень большие проблемы. Харьковский или Одесский зоопарк, мне кажется, еще хуже, чем киевский", - говорит эколог.

По прогнозам Борейко, попытки перенести зоопарк в другое место, как это периодически предлагает ГУ архитектуры, приведут к разворовыванию и уничтожению зоопарка.

Какие-то из перечисленных претензий имеют под собой реальную подоплеку, какие-то - чистой воды вымысел. Не логичнее ли вместо них поставить требования к власти? К городской – обеспечить достойное финансирование зоопарка, чтобы можно было содержать животных в нормальных условиях. Организовать нормальный контроль за освоением средств - чтобы упредить разговоры о злоупотреблениях.

А у государственной власти потребовать обеспечить неприкосновенность объектов природно-заповедного фонда – для всех, в том числе и для "своих". И сделать так, чтобы ни у кого даже мысли не было посягать на то, что должно оставаться общим. Иначе с чем мы останемся?

kiyany.obozrevatel.com