В понедельник депутаты Киевсовета проголосовали за изменения в свежепринятый бюджет города. Мы продолжаем разбираться, что же в этот день "напринимали".

Любопытный факт - 3 миллиона гривен выделен на "социальную рекламу". Под этой формулировкой подразумевается разное. Например: "Курити? На це не має часу", "Кохаймося! Країні потрібні космонавти". Во времена Черновецкого подобного рода реклама призывала, например, не покупать ничего у стихийных торговцев…

Расходы на социальную рекламу в бюджете города - это нонсенс, считает оппозиция Киевсовета, которая, кстати, утверждает, что тиражироваться в нынешнем году будут за счет киевлян месседжи налоговой. Ведь внушительная сумма налогов, собранных с жителей города, направляется в общеукраинский бюджет.

- Из карманов киевлян изымают 8 миллиардов гривен и при этом заставляют платить за плакаты налоговой с надписью "Заплати налоги! Спи спокойно!", - возмущается Татьяна Мелихова, глава фракции БЮТ в Киевсовете. - Куда точно пойдут эти 3 миллиона мы не знаем, они вполне могут уйти на избирательную кампанию Попова (главы Киевской администрации. - Авт.).

Кстати, по данным Ассоциации наружной рекламы, за прошлый год в виде налога городу заплатили за размещение рекламы 115 миллионов гривен. Там же нам объяснили, как именно изготавливается и размещается так называемая социальная реклама:

- За размещение социальной рекламы Киевская администрация не платит, она вычитает сумму заказа полностью или частично из ежемесячных налоговых платежей, - объясняет "КП" Артем Биденко, глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы.

Выгодно или невыгодно - не спрашивают. Попробуй не размести поздравление высокопоставленного чиновника - мэра, премьер-министра или президента…

При таком раскладе совершенно неясно, куда уйдут заложенные в бюджет три миллиона. Комментарий "КП" у представителей большинства в Киевсовете на этот счет получить вчера "Комсомолка" не смогла. Но мы непременно опубликуем его в ближайших номерах.

ГЛАС НАРОДА
Мы спросили у киевлян: Нам нужна социальная реклама?

Татьяна Макашова, менеджер:
- Мне нравится, хотя, думаю, в целом она не очень эффективна. Посмотреть, может, даже улыбнуться, но мотивировать людей таким образом к чему-либо вряд ли получится.

Екатерина Цигун, кинорежиссер:
- Хорошо, если реклама сделана хорошо. Если это качественно, красиво и действительно отображает ту проблему, которую хотят поднять, а не что-то другое.

Александра Кандрашова, домохозяйка:
- Когда социальная реклама перед глазами, ее читают, о ней думают, то это означает, что она действительно позитивно влияет на людей. Поэтому я - "за". Это гораздо лучше многих других образцов рекламы, которые тиражируются в последнее время.

Елена Алексеенко, пенсионерка:
- Я отрицательно отношусь к социальной рекламе. Она практически ничего не дает и делается на наши деньги.

Алексей Мовчан, студент:
- Мне кажется, она должна быть! Социальная реклама - это один из способов, которые могут хоть как-то повлиять на сознание людей: воспитать их, побудить к добрым, хорошим поступкам, ведь в наше время чаще встречаются другие примеры.

Юрий Билан, социальный предприниматель:
- Мне кажется, это важно! Социальная реклама все равно откладывается, информация делает свое дело.

Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.

А КАК У НИХ

Борешься с язвами общества? На завтрак к президенту!

В США социальная реклама популярной стала во время Второй мировой войны. Тогда же появилась общественная организация "Рекламный совет", который занимался пропагандой победы над нацистами. Позже призывали пристегивать ремни безопасности в машинах, спасать лес от пожаров, бороться с неграмотностью. Все за деньги общественных фондов. Но параллельно есть и государственная социальная реклама. За $1,8 млрд налогоплательщиков с 1993 по 2000 год правительство боролось с наркоманией. В США стать автором социального ролика считается престижным, наградой может быть, например, завтрак с президентом.

А в Великобритании нет никакой другой социальной рекламы, кроме оплаченной правительством из денег налогоплательщиков.

В Белоруссии имеется специальный закон, по которому каждый рекламист в качестве социальной должен размещать не менее 5 процента от общих объемов своей рекламы. Причем бесплатно.

kp.ua