Киевский таксист новейшего поколения берет недорого, пользуется GPS, не ноет насчет дорогого бензина, не слушает "Шансон", не дымит в машине без разрешения пассажира и, скорее всего, ездит на новенькой "кредитной" машине. У заезжих "грачевозов" на видавших виды "Ланосах" в битве за клиента остается все меньше шансов.
"Конкуренция за последний год возросла в разы, – говорит заместитель директора службы такси "Шансон" Александр Биличак. – И владельцы таксопарков просто обязаны включиться в борьбу за клиента, иначе не выжить. Например, многие киевские службы такси в этом году существенно обновляют свои автопарки, отдавая при этом предпочтение иномаркам, а не "девяткам" и "Ланосам", которые еще в прошлом году составляли почти 50% от всех таксомоторов столицы. Наверное, уже через полгода будет сложно найти машину классом ниже, чем "средние" модели Skoda или KIA".
В Украине с 2006 года действует одно из самых строгих в мире законодательств, регулирующих автоперевозки. Точнее, бездействует, ведь требования Закона "Об автомобильном транспорте" никто не выполняет. Водитель-таксист без талона техосмотра с отметкой "такси", лицензионной карточки, путевого листа и медосмотра не имеет права покидать гараж. Перевозить пассажиров без включенного таксометра категорически запрещено, выбирать клиента в зависимости от выгодности поездки и "заламливать" цену нельзя.
Но на самом деле гаишники проверять наличие лицензионных карточек не уполномочены, а рейды Глававтотрансинспекции (ГАТИ) – большая редкость на наших дорогах. К тому же, от инспекторов водители легко отделываются взятками. На вопрос о количестве оштрафованных ГАТИ таксистов за последние полтора года у пресс-службы ведомства ответа не нашлось. Количеством нелегалов в столице, по ее сведениям, Минтранс не интересуется и учета их не ведет, сообщает "Газета по-киевски".
В июне этого года за такси взялись и киевские власти. В привязке к Евро-2012 решили создать коммунальное предприятие в сфере муниципального такси и обязать перевозчиков составлять договоры с этим КП. Однако АМКУ в начале августа усмотрело в этом возможное ограничение конкуренции и рекомендовало КГГА уложить проект "Об установлении правил предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа в городе Киеве" в рамки конкурентного законодательства.
"Подобные решения КГГА обязана согласовывать с нами, чего сделано не было, – говорит Ирина Богаченко, зампредседателя Киевского отделения АМКУ. – Непонятно, с чего это "Муниципальное такси" будет контролировать другие службы. Это коммунальное предприятие – всего лишь субъект хозяйствования. Законом не предусмотрено его право обязывать другие субъекты подписывать с ним какие-то договоры и тем более – контролировать их. Более того, экономического обоснования проекта "Об установлении правил предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа в городе Киеве" нам из КГГА никто не присылал. И что от него могут выиграть собственно пассажиры, неизвестно".
"Если КГГА попросту применит методику типа "работаешь, не как все (без договора с коммунальным предприятием), – так мы тебя проверками задавим", это будет реальный рычаг влияния на таксобизнес, но на пользу перевозкам он не пойдет, – считает член ВААП Александр Клочков. – Это больше похоже на рэкет: "Работайте под нашей крышей и платите за это деньги", то есть очередная уловка, чтобы взять с таксиста деньги, а тот в свою очередь возьмет их с людей".
В то, что новшества именно в таком виде помогут городу обрести эффективную службу такси, мало верят и во Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП).
"Будущее такси, на наш взгляд, – это водитель-предприниматель, который регистрируется, сам получает лицензию и прикрепляется к любой службе, чтобы соблюдать лицензионные требования (регулярные мед- и техосмотры и т.п.), – полагает один из руководителей службы такси "Столичное" и член ВААП Александр Клочков. – В таких условиях все понаехавшие "тоже таксисты" сами по себе рассеются, а в городе останутся одни профессионалы".
О судьбе раскритикованного АМКУ проекта никто в КГГА рассказать "Газете..." не смог – пресс-служба сослалась на отсутствие Евгения Червоненко, зама Черновецкого по вопросам Евро-2012.
{google}