Фотография: shutterstock.com
Вот уже много лет в Киеве идет война, точнее – сразу несколько. Войны объявлялись градоначальниками и активистами, переходили от нарастающего чувства ненависти к прямым силовым столкновениям, оставляя за собой руины и искалеченные судьбы. В этих войнах иногда появляются профессиональные «армии», но зачастую действуют ополченцы и партизаны. Их как бы нет – но о них говорят каждый день, и длятся войны уже не первый год. Многие большие города мира прошли через них, где-то они и сейчас в самом разгаре.
В Киеве уже годами идут войны с застройщиками и с местными жителями, борьба с МАФами и маршрутками, третирование автомобилистов и неуважение пешеходов, защита исторического наследия и давление прогресса. Конфликты интересов, порожденные самим фактом проживания огромного количества людей на довольно ограниченной территории при полном нежелании элементарно договариваться о правилах совместной жизни и соблюдать их, делают город местом концентрации агрессии и ненависти. Победителей в такой войне не бывает – но она забирает колоссальные ресурсы и губит прекрасные возможности. Подчас это приводит города к краху.
Самая очевидная война, которую с переменным едва заметным успехом ведет уже не первый градоначальник – это борьба с ларьками. Киоски ставят по ночам, потом городские службы пытаются их демонтировать, а краны блокируют машинами владельцев МАФов. Ну, в общем, всем весело, картинка для новостей всегда есть – как и место для коррупции. О причинах, о том, когда началась эта вакханалия, уже почти все забыли. Но ведь это элементарно – в многомиллионном городе малый бизнес не может не развиваться. Да, нужны торговые площади – но много ли их в новых торговых центрах? Есть ли они на первых этажах, особенно в спальных районах? И есть ли простые и понятные правила для самих торговцев, причем обязательные к исполнению? Нет. Да и зачем – ведь на войне можно больше заработать.
В транспорте свои войны – и снова на них зарабатывают. О том, что маршрутки – зло, уже говорили тысячу раз. Но, во-первых, муниципальный транспорт физически не способен всех перевезти, во-вторых, частным перевозчикам не предоставляют прозрачную модель работы (можно их и вообще убрать с рынка – но заменить-то нечем), а в-третьих – конкуренция как таковая идет между частниками и муниципальным перевозчиком практически в одной рыночной нише и за одного и того же клиента. Но ведь по-настоящему комфортные (и более дорогие!) маршрутки отберут клиентов не столько у мунициального транспорта, сколько у АЗС – немало автолюбителей больше поездок будут выполнять на общественном транспорте. Но зачем расширять рынок – война же! На каждой остановке, в каждом кабинете коррупционера.
Фотография: shutterstock.com
Война за парковки – не менее ожесточенна. С одной стороны, годами несчастному КП «Киевтранспарксервис» не везет с руководством, при том, что за ним закреплено всего 6 тыс. паркомест – на город с миллионом машин! О паркингах не думают архитекторы, проблему парковки где угодно игнорируют что ГАИ, что парламентарии. При этом паркующихся ругают все подряд, в том числе и сами автомобилисты. Учитывать интересы сторон никто не хочет – гораздо проще или бесплатно парковаться, или возмущаться, или брать деньги в карман.
Застройка – самая крупная тема городской войны. Вдумайтесь – жители не хотят, чтобы их город развивался, не веря даже в хорошие проекты. Вообще не строить – тоже не выход. Но никто ведь и не пытался создать приятный инвест-климат для застройщиков: крутись как можешь, найди участок, занеси взятку, навешай лапши частным инвесторам. В городе строится больше миллиона квадратных метров одного только жилья в год – но не появляются новые районы, новые улицы, новые центры. Архитекторы пытаются втиснуть все в исторические районы – и натыкаются на защитников старины. Город теряет памятники архитектуры, утрачивая туристическую привлекательность и в конечном итоге капитализацию. Даже хорошие новые здания не создают новый город – качественную современную среду. Нужен новый центр с инвестиционными площадками, конкурсами проектов, аукционами. Теличка и Рыбальский остров отлично подходят – но о них уже давно не вспоминают.
Извечна и война власти и горожан, при том, что вроде бы все ходят по одним улицам и дышат одним воздухом. Из-за отсутствия открытости власть придумывает что-то – вместо того, чтобы собирать пожелания горожан. В итоге это просто не работает. Особенно это было видно в эпоху Александра Попова – еще далеко не худшего, к слову, градоначальника. В итоге все взаимодействие власти и общества происходит в виде «общественных слушаний» – попросту говоря, власть ставит жителей перед фактом в виде презентации. Или уже строительного забора – как в случае с Контрактовой площадью.
Это только видимые, публичные, тиражируемые медиа противостояния. А есть еще вопросы экологии и мусора, уборки за собаками, бабушек под подъездами и шумной музыки, стихийной торговли и детских площадок – видов противостояний сотни. Итог – уйма ресурсов уходит на борьбу внутри города. Попытки решать вопросы по-тихому или жестко продавливать именно свою позицию завершаются скандалами – когда можно изначально учесть все интересы и всем оказаться в выигрыше. Это называется стратегия win-win – учет и уважение всех интересов с поиском удобного всем решения. Это и есть переговоры, дипломатия, сотрудничество – мир. Мир, где все уважаемы, все понимают общее благо и трудятся ради него.