Жизнь врачей столичной скорой существенно изменилась, и они грозят массовыми увольнениями. По их словам, теперь они вынуждены целыми сутками находиться в машинах, у них нет возможности пообедать и даже сходить в уборную, а пациенты встречают буквально с секундомером в руках.
Уже две недели скорая помощь работает по новым правилам. Напомним, с 1 января, согласно постановлению Кабмина, бригады скорой должны прибывать через 10 минут с момента вызова (раньше было 20 минут), которые делятся теперь на экстренные и не экстренные. И, если состояние больного не критическое, к нему направят неотложку, которая может приехать и через полчаса. А вот бригады скорой, которые не укладываются в норматив, обещают наказывать (за временем строго следит начальство).
Чтобы успеть уложиться в 10 минут при езде по пробкам, машины скорой теперь дежурят в так называемых пунктах временного базирования, которые разбросаны по всему городу.
«Эти пункты должны находиться при поликлиниках, амбулаториях. Обещали, что нам выделят отдельные комнаты, где можно будет погреться, попить чай. На деле этого нет нигде. В поликлиниках врачи скорых должны ждать… в фойе возле регистратуры, — рассказал нам один из врачей скорой на правом берегу. — Вы можете это себе представить? В итоге, приходится постоянно сидеть в машине на улице, несмотря на мороз. Я уже молчу о чае или элементарном — сходить в туалет. Зато успеваем на вызов вовремя».
На другой подстанции нам сказали, что начальство в ответ на жалобы советует ходить в туалет на вызовах или... увольняться. «Некоторые так и делают, и случаи не единичны, а другие молча ищут другую работу», — рассказал врач. Впрочем, в одной из бригад с левого берега нам рассказали, что им выделили отдельную комнату в поликлинике. «Все ок, там можно отдохнуть и выпить чаю», — сказала врач Людмила.
Кроме того, медики говорят, что распределение вызовов на экстренные и не экстренные регулируют диспетчеры. «Распределение непонятно. Для одного диспетчера экстренный вызов — авария или падение с высоты, для другого — гипертонический криз, который по новым правилам не является показанием для приезда скорой. А сами люди рассказывают диспетчеру, что чуть ли не умирают, мы летим, а на месте выясняется, что у больного просто кашель. Кроме того, теперь родственники пациентов буквально с секундомером стоят, устраивают скандалы за 5 минут опоздания, но помочь перенести больного в машину никто не хочет», — говорит врач скорой помощи Евгений.
Главврач столичной скорой Анатолий Вершигора вчера не захотел обсуждать эту тему с «Сегодня». А глава профсоюза медиков Киева Лариса Канаровская подтвердила, что на скорых уже не хватает 156 человек, люди не выдерживают условий.
«Прежде чем вводить реформы, нужно подумать о финансировании, кадрах и техобеспечении», — заявила Канаровская. Но в главке охраны здоровья КГГА уверяют, что еще в прошлом году начали модернизировать диспетчерскую скорой, благодаря чему врачи приезжают на вызов вдвое быстрее. По номеру 103 одновременно могут принять вызов 40 операторов. Кроме того, для медиков закупили новые автомобили с оборудованием.
Но и у киевлян есть претензии к врачам. «Моему знакомому у нас в гостях, ему 45, стало плохо с сердцем. Позвонили в скорую. Приехала кардиобригада, и сказали, что нужно его госпитализировать. А о переноске его в машину мы должны позаботиться сами, ведь его вес около 100 кг, — рассказывает киевлянка Галина Андреевна. — Я им сказала, что они могли бы учесть этот вариант. После долгих пререканий они позвали водителя и еще кого-то. Но на все ушло время, человек мог и умереть».
Жалуются киевляне и на опоздания. «Но причина не в медиках. А в состоянии дорог и пробках, да и другие водители часто не пропускают кареты скорых, — говорит глава гуманитарной комиссии Киеврады Алла Шлапак. — А что касается разделения вызовов на экстренные и нет, то в Киеве по сути это действовало еще с 2010 года, так что я не понимаю, почему сейчас этот вопрос поднимают».
КОГДА ЗВОНИТЬ 103. Согласно постановлению Кабмина, к экстренным относятся жалобы на потерю сознания, судороги, внезапное нарушение дыхания, боль в области сердца, рвота кровью, остра боль в брюшной области, внешнее кровотечение, симптомы острых инфекционных заболеваний, острые психические расстройства, все виды травм. Скорая обязана приехать при ДТП, авариях на производстве, стихийном бедствии, отравлении, укусах животных, насекомых, при преждевременных родах. Неэкстренными считаются жалобы на высокую температуру, головную боль, головокружение, слабость, боль в пояснице, суставах, повышение давления, боли у онкобольных, алкогольный синдром, обострение хронических заболеваний.