Как все начиналось
Итак, началась дружба пассажиров и авиакомпаний ни много ни мало 35 лет назад, когда американский перевозчик United Airlines представил клиентам первую в своем роде программу лояльности AAdvantage, участникам которой предлагалась система накопления бонусов за перелеты с возможностью последующего их обмена на билеты. Инициатива пришлась по душе клиентам и (кто бы сомневался!) была подхвачена многими другими авиакомпаниями во всем мире.
В основе любой программы лояльности лежит простая схема: летаешь — зарабатываешь мили-бонусы — обмениваешь их на награды. За каждое воздушное путешествие лояльному пассажиру полагается некоторое количество миль. Как правило, чем длиннее рейс, дороже тариф и выше класс обслуживания, тем больше миль падает в вашу личную копилку. Для расчета точного мильного вознаграждения удобно пользоваться калькулятором начисления миль.
Бонусы VS статус
Нужно помнить, что мили бывают разные: бонусные и статусные. Первые легко накапливаются и столь же легко тратятся. Их можно использовать для приобретения дополнительных сервисов и услуг (бортового питания, провоза багажа и пр.), билетов, скидок на перелеты, для повышения класса комфорта на борту и т. д. Чем больше перелетов, тем больше на счету «авиавалюты», тем больше можно себе позволить. И учтите: срок действия бонусных миль у разных авиакомпаний варьируется в диапазоне от 20 до 36 месяцев. Значит, за этим тоже нужно следить.
Мили статусные имеют совсем иное назначение. Они являются индикатором степени лояльности клиента. Чем она выше, тем больше комплиментов делает пассажиру авиакомпания. Это может быть доступ в бизнес-залы, повышение класса комфорта на борту по инициативе перевозчика, увеличенная норма провоза багажа и ручной клади, привилегированная регистрация — вне очереди или за отдельной стойкой, преференции во внесении изменений в авиабилеты и т. д. Здорово, не правда ли? Вот только статус действует в течение календарного года, и авиаавторитет приходится переподтверждать заново.
Битва программ
Если уж присоединяться к программе лояльности, думаете вы, то к самой выгодной. Направление мысли, конечно, верное, но не все так однозначно. Дело в том, что, делая выбор в пользу той или иной программы, стоит не только изучить преимущества каждой, но и подумать, как часто лично вы сможете летать именно с этим перевозчиком и будет ли результат стоить затраченных усилий. Опытные путешественники рекомендуют иметь карту лояльности одной авиакомпании каждого из трех крупнейших мировых альянсов: Star Alliance, SkyTeam и оneworld.
Нам, украинцам, логичнее всего подружиться с Lufthansa (Star Alliance), KLM (SkyTeam), а также British Airways (oneworld), выполняющими рейсы в Украину. И, естественно, ни в коем случае не обойти вниманием национального перевозчика МАУ и его программу лояльности Panorama Club. Среди безусловных преимуществ последней обширная сеть маршрутов в Европе, Азии, США и странах СНГ, удобное расписание рейсов как из Киева, так и из ключевых городов (Львова, Ивано-Франковска, Черновцов, Харькова, Днепра, Запорожья, Одессы), отсутствие языкового барьера и т. д. Кроме того, МАУ имеет партнерские отношения с Austrian, KLM, AirFrance, TAP Portugal и Etihad Airways, что позволяет участникам Panorama Club собирать бонусы, пользуясь услугами вышеперечисленных дружественных нам перевозчиков.
Условия участия
Участие во всех без исключения программах лояльности (мы сейчас говорим о классических перевозчиках) не стоит пассажирам ни копейки. Зарегистрироваться очень просто. Сначала нужно выбрать удобный для вас способ: физически или удаленно. Если вам импонирует первый, заполнить анкету участника можно на стойке регистрации, в кассе, в офисе или непосредственно на борту во время полета. Тем же, кто привык пользоваться преимуществами технологий, необходимо зайти на сайт выбранной компании и заполнить соответствующую электронную форму. Как только форма (или анкета) принята, на указанный клиентом e-mail приходит письмо с присвоенным номером участия и паролем для входа в Личный кабинет на сайте авиакомпании, в котором можно проверять свой мильный баланс, заказывать различные услуги и награды, следить за движением бонусов на счету, а также передавать награды друзьям, родным и любым лицам, которые даже не являются участниками программы.
Приобретая билеты на рейсы авиакомпании и ее партнеров, а также дополнительные услуги авиакомпании и её неавиационных партнёров, обязательно указывайте номер своей карты участника. Только в этом случае на ваш счет будут капать желанные мили. Когда их накопится определенное количество (у МАУ, например, это 3000), вам пришлют пластиковую карту. Но сегодня, в наш технологичный век, она скорее является аксессуаром, нежели имеет прикладное значение. На практике абсолютное большинство пассажиров используют виртуальный аналог своей карты в виде QR-кода. Подумайте сами: таскать авиаабонемент с собой нет никакой необходимости, ведь его легко загрузить на телефон, планшет, ноутбук или любое другое портативное устройство, сохранив в галерее сразу после заполнения анкеты участника на сайте авиакомпании. Но выбор, конечно же, за клиентом.
Мильные заработки
Основной статьей "дохода" являются непосредственно перелеты собственными или партнерскими рейсами. Обратите внимание, что мили за чартерные путешествия, включая чартерную квоту на регулярных рейсах, как правило, не начисляются. Еще собирать мили можно, приобретая дополнительные услуги, изначально не включенные в стоимость билета (провоз багажа, бортовое питание, перевозка животных или сопровождение детей), а также пользуясь услугами неавиационных партнеров: гостиниц, компаний по аренде автомобилей, ресторанов, операторов мобильной связи или же сайтов бронирования услуг проживания.
Дополнительно многие пассажиры оформляют банковскую ко-бренд карту и получают мили за каждые потраченные сколько-то гривен/долларов/евро или обозначенный процент от каждой покупки — тут все зависит от банка. Кроме того, раскручивать свой мильный счетчик можно, участвуя в различных акциях и розыгрышах, пользуясь специальными предложениями, оставляя отзывы в социальных сетях, используя определенный хештег к постам, принимая участие в опросах и анкетированиях. И, конечно, приветственные мили полагаются новым участникам в качестве благодарности за дружбу с авиакомпанией.
Авиационный шопинг
Вот мы и добрались до наиболее приятной части. Итак, заработанные "тяжким трудом" бонусные мили так и кричат: "Потрать нас!" Почему бы и нет?! Тут выбор велик и разнообразен. Если на счету внушительное количество "валюты", меняйте ее на наградной билет. Но помните: нулевой является только тарифная часть стоимости перелета, тогда как все сборы и таксы подлежат оплате в полном объеме. И обижаться на авиакомпанию тут нет никакого резона, со своей стороны она действительно отдает билет бесплатно. Билет можно взять на любой собственный рейс: внутренний или международный, средне- или дальнемагистральный, прямой или транзитный. Для непрямых перелетов существует собственная тарифная сетка.
Если же десятками тысяч бонусных миль вы похвастаться пока не можете, меняйте бонусы на скидку на билет или повышение класса комфорта, особенно на дальнемагистральных рейсах. А еще милями легко и приятно расплачиваться за провоз сверхнормативного багажа, изменение даты вылета и маршрута перелёта, а также оплачивать некоторые виды сборов авиакомпании или, например, услугу сопровождения самостоятельно путешествующих детей. Кстати, награды можно передавать родственникам, друзьям, знакомым, коллегам — да кому угодно, даже если они не являются участниками программы лояльности.
Наверняка мы уже ответили на вопрос, стоит ли дружить с авиакомпаниями. Следующий этап — определиться, с кем именно заводить дружбу. Редакция "Нашего Киева" давно сделала свой выбор. Очередь за вами.