Десятинка опять в центре скандала. На этот раз из-за вагончиков, которые привезли к фундаментам церкви ночью. По городу тут же пошел слух, что церковь собралась строить здесь новый храм.
Однако в мэрии уверяют: вагончики — для археологов, а судьба Десятинки еще не решена. Напомним, на проведенном конкурсе победителями признали сразу два проекта — со строительством церкви над фундаментами и без него (этот проект предлагал соорудить на этом месте прозрачный крест, под которым будет музей).
МЭРИЯ И ЦЕРКОВЬ. Прошлой ночью возле Десятинки грузовики выгрузили краном 6 вагончиков-бытовок. Документов рабочие не показали даже милиции. Священник соседней деревянной церквушки объяснял, что они для строителей будущего храма, правда, документов тоже не показал. Днем четыре бытовки увезли. А вечером другой батюшка сказал нам, что вагончики для археологов.
«Да, это так, — вагончики нужны, чтобы археологи продолжали раскопки, — уверил нас и замглавы КГГА Михаил Кучук. — Недавно вытащили рухнувший на руины стеклянный навес (он разрушился еще зимой, — Авт.), из-за чего работы остановились. Сейчас их можно продолжить. А без разрешения и проекта, никакой стройки тут не будет». Но сами археологи вчера еще ничего не знали о продолжении работ.
«Какие бытовки? Да они нам и не нужны. Мы шесть лет работали под палящим солнцем, и нам никто их не предлагал, а когда работы вышли на финиш — появились бытовки», — удивлялся начальник отряда археологической экспедиции «Десятинная церковь» Виталий Козюба.
В УПЦ не скрывают, что хотели бы построить тут церковь. «Наш проект приняла госкомиссия восстановления. Там сначала не хватило одного голоса, но при повторном голосовании решили, что здесь должен быть прекрасный храм. Если проект принят — значит мы вполне можем иметь к вагончикам какое-то отношение. Церковное должно принадлежать церкви», — сказал нам пресс-секретарь Василий Анисимов.
Напомним, над проектом Десятинки будут работать две архитектурные мастерские, предложившие лучшие, по мнению жюри, концепции застройки руин. Но в первый раз голосование сорвалось. «Концепции строительства храмов вообще не должны были рассматриваться, поскольку в распоряжении Кабмина сказано, что останки должны музеефицировать. Какое отношение строительство церкви имеет к музеефикации?», — говорит Козюба. Правда, в мире много примеров, когда на руинах старинных разрушенных храмов возводили новые, а все, что осталось от истории, закрывали стеклом, создавали надлежащие условия, и оставляли в открытом доступе для туристов и прихожан. Церковники аргументируют свою позицию еще и тем, что на остатках Десятинной церкви 1000-летней давности, уже возводили храм (он был снесен большевиками в 1928 году).