После всех обвинений, которыми обменивались уволенный в июле директор Национального историко-архитектурного музея "Киевская крепость" Вячеслав Кулинич и начальник ГУ культуры Светлана Зорина, никто не ожидал, что конфликт между ними может разрешиться мирно. Но на днях управление культуры выступило с инициативой подписать с Кулиничем мировое соглашение.
Вернется ли Кулинич на прежнее место работы и почему дело по поводу громкого увольнения директора "Киевской крепости" получило неожиданный поворот, пишет "Обозреватель. Кияни".
Переговоры без переговорщиков
В среду, 24 октября, Вячеслав Кулинич заявил, что после 3,5 месяцев судебных тяжб с ГУ культуры по поводу незаконного увольнения директора "Киевской крепости" ему неожиданно хотят предложить мировую. Ответчик (ГУ культуры – авт.) подал в суд ходатайство о приостановлении рассмотрения дела на месяц, до 19 ноября. "Между Главным управлением культуры … и Кулиничем Вячеславом Яковлевичем, согласно ч.3 ст.31 Гражданского процессуального кодекса Украины, ведутся переговоры относительно заключения мирового соглашения", - говорится в тексте ходатайства.
Однако о том, что с его участием "идут переговоры" Кулинич даже через неделю после появления ходатайства знает только по этой бумаге. "Прошло уже несколько дней, со мной на связь никто не выходит, никакие переговоры не ведет. Это банальное затягивание дела", - высказывает свои подозрения уволенный директор. Но вот с какой целью, наверняка сказать затрудняется.
Среди версий – попытка оттянуть резонансное увольнение на послевыборный период. Кулинич убежден: противозаконное, с его точки зрения, увольнение значительно подрывает рейтинги правящей политической силы. "Меня удивляет, почему госпожа Зорина в период предвыборной кампании делает такую медвежью услугу Партии регионов и увольняет человека, который известный как принципиальный защитник "Киевской крепости". Большего удара по авторитету этой политсилы в Киеве, чем такая расправа, и придумать сложно", - говорит экс-директор музея.
Что могут предложить Кулиничу
Такой способ оттягивания неизбежного – тупиковый. Подав ходатайство об отложении слушаний в связи с попыткой решить дело "полюбовно", ГУ культуры загнало себя в глухой угол, убежден Кулинич. Говорить с опальным директором Зориной все-таки придется. Ведь с судом шутки плохи, и отсутствие через месяц результатов по обещанной мировой может квалифицироваться как неуважение к суду.
Но вот что именно предложит вчерашняя начальница невыгодному сегодня директору музея он не берется даже предполагать. "Это ходатайство дает мне основания надеяться, что здравый смысл победил, и мне можно приступить к исполнению своих обязанностей. Подписание мирового договора - дело нескольких минут. Результат - рассмотрение иска в суде отменяется, я выхожу на работу и работаю дальше. Хотя, что мне предложат на самом деле – сказать сложно. Например, два месяца назад мне уже обещали вернуть квартиру, которую Зорина у меня забрала, если я заберу заявление из суда", - рассказывает Кулинич, живущий сейчас в коммуналке.
Тогда он от предложения отказался, хотя все, кто знают директора "Киевской крепости", понимают, насколько ему нужна эта квартира, подаренная ко Дню работника культуры за несколько месяцев до увольнения. "Так не поступают не по-человечески с человеком, который отдал музею 17 лет жизни. За пять секунд уволить, отобрать квартиру. У него жена не работает, годовалый ребенок - помахали ордером на квартиру и за пять минут забрали. И все из-за того, что Кулинич защищал музей", - говорит заместитель директора музея "Киевская крепость" Владимир Кузнецов.
Хрупкое "перемирие"
Не исключает Кулинич и того, что предложенные условия окажутся неприемлемыми, что послужит поводом обвинить его в отказе от мировой и одновременно даст ГУ культуры тот месяц, который им зачем-то понадобился. А чтобы избежать упреков в том, что переговоры сорвались из-за того, что его попросту не смогли отыскать – Кулинич уже сегодня отправится на прежнее рабочее место.
"Я выхожу на работу, чтобы дать им возможность заключить со мной мировую. Если я не буду на работе, то где они меня найдут, чтобы я стал участником переговоров? Вот я и приду для того, чтобы переговоры начались. Не хочу давать ни малейшего повода для срыва этой мировой", - делится планами Кулинич.
"Обозреватель. Кияни" попытался узнать позицию начальника ГУ культуры Светланы Зориной по поводу загадочного мирового договора. Но разъяснений относительно запланированных предложений экс-директору "Киевской крепости" и причин, побудивших участников конфликта искать мира, получить не удалось: Зорина сейчас находится в отпуске.
Зачем нужна пауза длиной в месяц
Зачем ГУ культуры понадобился месяц отсрочки судебных разбирательств, можно предположить и объяснить следующим образом. Приказ об увольнении Кулинича был подписан 17 июля – примерно в то же время директор "Киевской крепости" ушел на больничный, что и стало основным аргументом в пользу незаконности его увольнения.
Интересно, что в ходе судебных заседаний приказ об увольнении немного видоизменился. "Они в суде уже изменили приказ о моем увольнении. И написали: уволить Кулинича, когда он выйдет на работу. Называют это "изменением редакции", - говорит истец.
На больничном Кулинич находится и сейчас, то есть уже около 3,5 месяцев. Возможно, в тупик требованием отсрочки для проведения мировых переговоров ГУ культуры поставило не себя, а самого Кулинича? Ведь, согласно трудовому законодательству, увольнять человека, находящегося на больничном, действительно нельзя – пока длительность его отсутствия на работе не составит более 4 месяцев. Тогда работодатель имеет полное право указать "болезненному" сотруднику на дверь.
Но к моменту, когда возобновятся судебные слушания, Кулинич этот лимит исчерпает и может быть уволен вполне законно.
Интересы музея перевесили личную неприязнь?
По словам замдиректора "Киевской крепости", без Кулинича музей постепенно приходит в упадок. Начались претензии на территорию музея, а коллектив пребывает в постоянном страхе увольнения. Остановились ремонтные и проектные работы. "Все работы тормозятся. Некому решить вопросы по детализации проектирования: как расположены пушки, какими должны быть земляные укрепления", - рассказывает Кузнецов.
Пропадают и с трудом "выбитые" на развитие музея деньги. "Выделен 1 млн грн на строительство. Уже зима на носу, а освоили всего 300 тысяч. Та же история и по проектированию. Выделили миллион, а освоили 350 тысяч. Идет невыполнение", - констатирует замдиректора музея.
Хорошо, если худшие предположения относительно мотивов ГУ культуры в деле о мировой окажутся раздуванием слона из мухи. Возможно, на самом деле в управлении решили, что Кулинич нужен "Киевской крепости" настолько, что личные конфликты следует оставить в стороне.