Плоды, каких бы то ни было реформ или простейших изменений, надо пожинать. Часто в самом начале таких процессов, никто и задумывается о последствиях, как правило, особый ареол формируется вокруг идеи реформы и ее внедрения в наши реалии, которые, как показывает практика, чаще обычного к этому не подготовлены. Но уж такие мы есть, и ничего здесь не поделаешь. В последнее время было принято много решений и реформ, которые в своей сути имеют витиеватый механизм, который спустя годы (и этот временной отрезок у каждого решения свой) взорвет сознание и тем, кто эти решения принимал, и тем, на кого это решение распространяется.
В 2011 аукнулась реформа, которая ввела в школах 12 классов обучения. В ходе ее реализации сталкивались с многими проблемами: не успевали обеспечить школы новыми образовательными учебниками, не могли согласовать учебную программу, проводились дискуссии каким образом заполнить два новых учебных года – ввести новые предметы либо же дополнять нынешние образовательные программы… И если с горем пополам эти проблемы решили, то дальше – хуже, ведь в этом году в большинстве школ нет выпуска (выпуск будет лишь в школах с экспериментальной учебной программой), а значит в «вышах» почти не будет абитуриентов. На первый взгляд, невелика проблема, и вполне решаемая. Но своей неуступчивостью, о которой поговорим далее, институты и университеты лучше эту ситуацию не сделали.
В январе 2011 года информационный простор разразила новость о том, что Минобразования сокращает госзаказ в вузах на 42 процента, тогда об этом заявил почетный президент Национального университета "Киево-Могилянская академия" Вячеслав Брюховецкий, ссылаясь на постановление Министерства образования от 6 января 2011 г. № 1/9-3. "Образование коммерциализируется. Делается это для всех одинаково, хотя университеты разные и конкурсы на поступление соответственно тоже, - заявил тогда Брюховецкий. – При этом в постановлении говорится, что после окончания бакалаврской программы министерство устанавливает квоты: лишь 90% выпускников могут продолжить обучение, 10% априори считается, что они не способны получить полное высшее образование. Далее распределяется, что 60% должны идти на обучение на специалистов, а 30% - на магистров, а по Болонской декларации, которую в свое время подписал министр образования Украины, у нас не должно было готовиться специалистов, мы должны перейти на европейскую систему: бакалавр, магистр, доктор".
Тогда, по словам чиновников Министерства образования, происходила попытка вернуть систему образования к советским стандартам. Это и было прописано в проекте закона об образовании, разработанном Дмитрием Табачником. Но этот проект, по мнению того же Брюховецкого, полностью уничтожал независимость университетов. По его словам, методом уничтожение является то, что Табачник сам определяет, какие сертификаты должен требовать университет от своих поступающих. Раньше это делали университеты, т.е. случился отход назад, ведь даже в советское время не было таких вещей. Всё же университеты, профессора, а не министры определяют то важное для автономии университета – это учебный план, как учить студентов, почему их учить и что они должны знать.
Но потом эта полемика куда-то делась. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что занимая в этом вопросе позицию против, управленец ВУЗа скорее всего лукавит. Ведь отменять это постановление и так понятно, что никто не будет, а вузам, таким как Могилянка господина Брюховецкого, это вообще на руку. Потому что в таких условиях понятно, что поступать будут в вузы так сказать «проверенные».
Другие же поняли, что бороться без толку, либо попросту решили сдаться и смириться с этими решениями Министерства образования. Институты и университеты страны также пока не знают, как поступать в сложившейся ситуации. Хотя именно сейчас можно было б заняться разрешением очень наболевших проблем, например, попробовать создать доступные условия для абитуриентов, поступающих на технические специальности. Ведь сейчас складывается ситуация, когда Украина через 5-10 будет иметь колоссальный дефицит в сфере инженерно-технических специальностей. Но никто из университетов и институтов этого профиля навстречу абитуриентам не пошел. Вообще, общая тенденция ценовой политики университетов в сравнении с прошлым годом существенно не изменилась. Вместо того чтобы устроить благоприятные условия для тех, кто по каким-либо причинам ранее не пошел получать высшее образование, цены все еще часто неоправданно высоки, поэтому часто желание получить высшее образование остается нереализованным.
Несмотря на эту ситуацию, позитивный момент в этом всем все-таки есть. Ведь тенденции с подачей документов от одного абитуриента в десятки вузов в этом году, скорее всего, наблюдать не придется. Поэтому выбирать будут лучшие институты и университеты. А смогут ли те выши-выскочки, дипломы которых не котируются на рынке труда, «выжить» после сезона, так сказать, вне игры поля образования Украины? Скорее нет, чем да. И это в дальнейшем может создать более-менее понятный спектр качественных вузов нашей страны. Так, что ради этого возможно и стоит прожить этот шоковый год для высшего образования Украины.