Раз в два года хозяева авто обязаны пройти в ГАИ технический осмотр автомобиля и доказать, что их машины исправны и не представляют опасности для других участников дорожного движения, пешеходов и окружающей среды. Но такая с виду простая процедура для многих водителей превращается в семь кругов бюрократического ада и… серьезные расходы.

В 2009 году ТО надо пройти всем хозяевам авто нечетного года выпуска. Однако, из-за нехватки специализированных станций, Кабмин издал постановление, продлившее срок прохождения ТО до 1 июля 2010 г. И здесь заключен огромный подвох! Ведь все машины, в районе регистрации которых есть уполномоченные ГАИ станции технического обслуживания, должны пройти осмотр до 15 декабря текущего года.

Некоторые горожане, услышав сообщение, что ТО продлили до июля, вздохнули свободнее: еще более чем полгода. И зря! Не знают автолюбители, что такие льготы — не для всех. Они рассчитаны только для тех водителей, у кого в области или районе нет МРЭО или уполномоченной частной конторы, которая может проводить техосмотр. И если беспечного киевлянина или луганчанина, решившего отложить техосмотр на месяц-другой, поймает гаишник, придется раскошелиться на 340-425 гривен!

Было принято решение продлить сроки прохождения ТО. Но это относится лишь к тем областям и районам, где до декабря будут отсутствовать уполномоченные представители ГАИ. Таким образом хотим подчеркнуть, что осмотр автомобилей, для которых в этом году он запланирован, должен быть пройден до 15 декабря 2009 года, - сообщили в пресс-службе Департамента ГАИ МВД Украины.

Чем дальше — тем дороже

Легковые автомобили должны проходить ТО раз в два года. Это предусмотрено с тем, чтобы принять все машины и не создавать больших очередей. Поэтому водителям, год выпуска машин которых заканчивается на непарную цифру, стоит поспешить. Ведь чем ближе к декабрю - тем длиннее очереди возле станций прохождения техосмотра.

Еще одним аргументом в пользу того, что техосмотр нужно пройти быстрее, может послужить обстоятельство, что в регионах ГАИ выдают пока еще бумажные талоны, стоимость которых — 22 гривны. В то время как в Киеве водители получают пластиковые талоны стоимостью 100 гривен.

Не стоит забывать и о том, что пока нет очередей, лучше всего пройти ТО на станциях осмотра в самом ГАИ. Дело в том, что стоимость технического осмотра именно там обойдется в 45 грн. А если время потянуть, когда длиннющие очереди выстроятся возле ГАИ, придется ехать на лицензионные СТО, также имеющие право проводить процедуру. Но цены там могут достигать 120 гривен.

Проходя ТО в ГАИ, владелец авто сразу же получит талон, который крепится на лобовое стекло машины. А вот если осмотр проведут на частном СТО, то человек получит лишь протокол прохождения, с которым все равно нужно ехать в ГАИ и получать свой талон. Частный протокол проверки действителен только в течение 45 суток. Не успел заехать в ГАИ — проходи ТО снова.

Кого не допустят

Существует распоряжение руководства ГАИ, согласно которому к прохождению техосмотра могут не допускать некоторые машины.

"К осмотру могут не допустить машины, водители которых нарушили ПДД и не уплатили штраф. Каждый автомобилист будет проверяться по базе. И пока деньги не уплачены, к техосмотру их не допустят. Так что лучше уточнить, не числятся ли "хвосты" за водителем по месту регистрации машины", - разъяснили в Департаменте ГАИ. То же касается и неисправных или неукомплектованных машин. Все их дефекты должны быть устранены. Также с трудом смогут получить талон о прохождении ТО машины с сильно затонированными стеклами. По правилам, светопропускная способность лобового стекла должна достигать не менее 75%, а боковых — 70%".

"Кроме всего прочего, у водителя должен быть ряд документов. Автомобилист обязан иметь при себе документы на машину, водительские права, паспорт", - отметил Вадим Володарский, адвокат по вопросам дорожного движения. Кроме проверки самого автомобиля, осмотр должен пройти и водитель. Для этого ему нужно обратиться в медучреждение, имеющее на это полномочия. Сейчас много и частных структур, которые проведут медосмотр и выдадут справку о том, что собственник машины здоров и может управлять авто.

Стоимость прохождения медкомиссии в поликлиниках разная. Все зависит от населенного пункта, района города и статуса медучреждения. Правда, как говорят сами водители, чтобы пройти всех докторов, надо потратить массу времени. Однако в Киеве действуют частные клиники, специализирующиеся на выдаче всевозможных медсправок.

Другой вопрос: какой толк в этой справке? Автолюбитель из Донецка Владимир Николаевич вспоминает, как в прошлом году накануне ТО у его дочери был день рождения. Понятное дело, что мужчина выпил лишнее. А на утро опухший, со страшным "перегаром" он приехал в одну из частных клиник. Поговорив с наркологом и заплатив ему 250 гривен, Владимир Николаевич получил справку о том, что является трезвенником. Такую же процедуру пришлось пройти и у психиатра… Стоит отметить, что в столице ускоренный медосмотр стоит от 350 гривен.

В обход… за деньги

Водители и не скрывают, что все вопросы с прохождением ТО можно решить за деньги. Но тут желательно иметь "своего" человека в МРЭО. По словам бывалых шоферов, "решение вопроса ТО" обойдется в 1000 грн. Уплатив деньги, владельцу авто остается только подождать часик-другой и получить на руки талон. А человек, выписывающий справки, даже в глаза не видит автомобиля, который он "осматривал". Вот почему на дорогах так много ползущих "москвичей" и "мерсов", которые лет десять не знали ремонта, а из их выхлопных труб валит смог, как из заводской трубы.

Я не говорю, что это плохо. Просто не у всех есть время мотаться по комиссиям, СТО, стоять в очереди, рассказывает водитель Олег. Есть люди, которые возле ГАИ сами предлагают такие услуги. Поэтому лучше я дам им деньги и сэкономлю себе массу времени.

Некоторые водители сетуют на недобросовестность некоторых гаишников. Например, киевлянин Анатолий Васильевич, имеющий 40 лет водительского стажа, еще в советские времена проходил ТО самостоятельно - честно. Но со временем мужчине стало все тяжелее "решать вопрос техосмотра". Инспектора постоянно заворачивали его потрепанную "семерку".

"Моему авто 20 лет. Но я сам слежу за машиной так, что комар носа не подточит. Наверное поэтому гаишникам не нравилось то одно, то другое - я мог проходить ТО месяца три! Но однажды сам инспектор мне намекнул, мол, хочешь бесплатно - побирайся месяцами. А за деньги я могу сделать все за полдня. Вот с 1999 года я регулярно плачу за техосмотр", - говорит Анатолий Васильевич.

Хотелось бы сказать, что таких водителей, как Анатолий Васильевич, - единицы. Но, увы, их тысячи. Они могут поведать, какими путями проходят ненавистный ТО. И эти пути, зачастую, не самые честные.

{google}

КИЯНИ