Владислав, скажите несколько слов о том, что это за профессия «букинист» и где этому учат?
Если очень кратко, то букинист — это человек, профессией которого стала книга. Я занимаюсь торговлей книгами, реставрацией, экспертизой, издательством, поддержкой книги, также консультирую коллекционеров и библиофилов. Есть учебные заведения, которые учат каждой из этих специальностей в отдельности, но ни один ВУЗ никогда не научит вас любить книгу и интересоваться ею. Мне повезло, у меня были хорошие учителя и наставники, настоящие люди-легенды книжного мира.
Наверное, букинист – это одна из самых интересных и познавательных профессий. Постоянно приходится иметь дело с очень умными, талантливыми и просто чрезвычайно интересными людьми.
Последние несколько месяцев Вы активно боролись за сохранение книжного рынка «Петровка». Удалось ли отстоять рынок и чего удалось достигнуть?
Во-первых, мы отстояли книжный рынок «Петровка». Арендаторы земельного участка услышали наши требования и пошли нам навстречу. Есть предварительная договоренность о том, что целевое назначение земельного участка будет официально оформлено под книжный рынок. Кроме того, будет назначена новая администрация, состав которой, в том числе, будет сформирован с учетом наших пожеланий.
В ближайшее время между предпринимателями, администрацией и представителями компании-арендатора будет публично подписан Меморандум, где все эти вопросы найдут свое отражение.
Во-вторых, мы также пришли к взаимопониманию в том, что книжный рынок следует модернизировать и превратить в полноценный культурный узел, где бы не только продавались книги, но и происходили культурные события, развивалась творческая атмосфера, бурлила интеллектуальная жизнь.
Мы нашли поддержку со стороны бизнеса и уже запустили процесс по выработке Концепции и Проекта Культурного узла на Петровке. Это обещает быть интересный и масштабный проект.
Каким вам видится будущее этого культурного узла и чем он будет отличаться от того, что уже существует?
Прежде всего, необходимо будет выработать подходящую систему администрирования. Руководить культурным узлом как руководят рынками и торговыми палатками, не получится. Это должна быть абсолютно другая система. Определенное видение у нас уже есть, мы его обязательно представим.
Кроме того, необходимо будет создать новую атмосферу объекта: архитектурную, логистическую, звуковую, цветовую, психологическую и т.д. Люди, которые будут попадать в это место, должны получать чувство удовлетворения и хотеть сюда вернуться снова и снова: кто-то за книгой, кто-то ради общения с друзьями, кто-то послушать концерт, кто-то послушать интересную лекцию или побеседовать с творческой знаменитостью…
Самое сложное, это выбрать правильную идею, которая отвечала бы интересам общины, планам бизнеса, ожиданиям предпринимателей, стратегии городских властей и т.д. Сегодня для этого мы проводим стратегические сессии, по результатам которых должно появиться четкое видение Культурного узла на «Петровке» и соответствующий архитектурный проект.
Насколько подобную идею поддерживает бизнес, на участке которого размещается книжный рынок и планируется создание культурного узла? Неужели настало время, когда серьезный бизнес начинает вкладывать средства в культуру?
С собственником земельного участка у нас при первом общении сложилось взаимопонимание. Я думаю, что бенефициар этого объекта давно уже хочет иметь не просто базар, хоть и книжный, а что-то большее, что выглядело как инновационный проект, что-то, что усиливало бы его имидж и было предметом гордости. Культурный узел на Петровке может стать тем «магнитом», который будет притягивать киевлян и гостей столицы в эту часть города и на смежные объекты. Так что экономическая логика тут тоже присутствует.
Бизнес уже сейчас понимает, что если сегодня не начинать вкладывать в культуру, то завтра придется тратить еще больше на телохранителей, заборы, колючую проволоку, в конце концов, на налоги, которые пойдут на финансирование правоохранительной и пенитенциарной системы. Лучше сделать людям музеи и библиотеки, чем потом бояться выйти на улицу и жить со своими миллионами среди нищеты и разрухи.
Насколько можно судить из СМИ, в процессе борьбы за сохранение книжного рынка на вас и на вашу активность обратили внимание и пригласили стать кандидатом в депутаты от партии «Слуга Народа». Как отнеслись к этому ваши сторонники среди предпринимателей «Петровки» и как вам это поможет в реализации ваших идей?
Среди коллег-предпринимателей было только понимание и поддержка. Люди прекрасно понимают, что в случае прохождения в Киевсовет я буду отстаивать их интересы и смогу сделать гораздо больше, чем сейчас.
Я бы хотел заниматься культурной политикой в Киевраде, потому что искренне считаю, что за культурой – развитие и процветание нашего города. Как город культуры Киев находится на одном уровне с мировыми столицами. А «без культуры», мы сразу же превращаемся в обычный не сильно ухоженный, далеко не самый комфортный и привлекательный мегаполис, которых существуют сотни в радиусе 2000 км.
Какие проблемы вы считаете приоритетными для решения в Киеве и Киевраде?
Во-первых, это сама концепция развития Киева. Нужно дать аргументированный ответ на вопрос – что такое Киев и каким мы его хотим видеть в будущем. Вот, например, совсем недавно рассматривалась в первом чтении и скоро снова будет рассматриваться новая редакция закона «О столице». Все обсуждают только один вопрос – нужно ли назначать законно избранного мэра главой КМДА или это должен быть независимый чиновник?.. Возможно это и важный вопрос, но он далеко не самый основной в этом законе.
Основным является то, что следует понимать под столичным статусом и самим словом «столица»: Киев – это город, где сосредоточена вся центральная власть? Киев – это самый большой в стране город с самыми высокими жизненными стандартами? Киев – это культурный и мозговой центр нации? Киев – это глобальный город, наши «ворота» в глобальную экономику, финансы, технологии, науку и т.д.? Давать вразумительные ответы на эти вопросы, а также формулировать эти вопросы может и должна культурная элита, а не чиновники.
Во-вторых, важнейшая из проблем - вектор развития. Когда все понятно с образом будущего, необходимо переходить на следующий уровень осознанного существования. Стратегия развития города и Генплан развития не должны быть результатом теневого сговора застройщиков с местными чиновниками. Стратегию должна выработать громада руками и головами своих лучших представителей: экспертов, общественных деятелей, знаменитых киевлян, архитекторов, ученых-прогнозистов, специалистов по урбанистике, транспорту и т.д.
Только когда решены эти вопросы, можно переходить к управлению, проектам, бюджетированию, приватизации или, наоборот, возвращению собственности громады, общественному контролю за действиями власти и т.п.
Ваши взгляды можно сформулировать так: «Власть интеллектуалам!», «Бюджет – культуре!», «Землю – паркам, музеям и библиотекам!»…
Я бы не стал так упрощать. От состояния культуры действительно зависит не только внешний вид городов и состояние жилых домов со дворами, но и уровень безопасности, количество туристов и иностранных студентов, степень интеграции в глобальную экономику и финансы, уровень человеческого капитала и т.д.
Современная «Экономика знаний» базируется именно на культуре, коммерциализации ее продуктов и связанных с ними отношений. Личные мотивации людей, общественные процессы, стиль правления и качество политических элит в значительной степени тоже являются результатом культуры.
Не кажется ли вам, что сфера культуры тоже стоит на пороге кардинальных изменений? Классическая бумажная книга, торговля в рыночном формате, библиотеки, чтение как таковое - это уходящая реальность? Будущее за онлайном?
По поводу антагонизма бумажной и электронной книги могу сказать следующее: на самом деле нет ни противопоставления, ни противостояния. Одно никак не пересекается с другим и только дополняет друг друга. Театр не перестал быть театром после изобретения кинематографа. Кинематограф никуда не делся после появления интернета и компьютерных игр. Классическая книга никуда не денется с появлением электронной, т.к. это незаменимый предмет коллекционирования, интерьера, инвестирования. Электронная книга никогда не станет ценным антиквариатом или культурной реликвией, а классические книги могут. В то же время, нет смысла держать в «бумаге» всевозможные справочники, реестры, статистические базы и пр.
Что касается торговли в рыночном формате, то она имеет свои заметные преимущества перед онлайн-торговлей: мгновенность покупок, наличный выбор товара, удобство подбора ассортимента и т.д. Давайте говорить откровенно, что есть люди и есть товары, которые всегда будут пользоваться традиционными способами торговли.
Что делать с украинскими библиотеками? Закрывать и перепрофилировать, как происходит сегодня на местах, или модернизировать?
Библиотечная сеть является уникальной культурной инфраструктурой, которую нужно развивать, а не рушить. Создать потом все это заново, когда к власть имущим вернутся мозги и понимание реальности, будет практически невозможно.
Нужно превращать каждую библиотеку, особенно в глубинке, в центр социальной жизни и центр общественных услуг, чтобы там была полезная информация, востребованные сервисы, свободный доступ в интернет, возможность самообучаться и саморазвиваться. Турист или просто обычный человек, который попадает в такой центр, должен понимать, что здесь он может передохнуть, получить всю необходимую информацию, связаться, с кем угодно и т.д.
Отдельной опцией публичных библиотек или культурных центров на их основе должны стать государственные языковые курсы. Сегодня много иностранцев приезжает жить, работать и учиться в Украину. А где им учить украинский язык? При библиотеках могли бы читаться такие курсы и выдаваться соответствующие сертификаты. А то получается, что для получения украинского гражданства нужно владеть языком, но качество этого владения не берется во внимание. Собственно, эту функцию и можно было бы возложить на современную библиотечную сеть.