Его фильмам посвящен специальный раздел фестиваля "In Memoriam" в который вошли картины "Чувства" (1968), "Садуто Туто" (1974) и кинолента, оцифрованную версию которой 26 октября покажут впервые - "Никто не хотел умирать" (1965).
Дочь Витаутаса Жалакявичюса, классика литовского и советского кинематографа Вита Желакевичюте поделилась с нами воспоминаниями об отце.
Какая работа отца ближе всего вам – по настроению, по сюжету, по теме? Почему именно этот фильм?
Трудно ответить. Все фильмы отца - часть нашей жизни. Со многими из них связаны очень трепетные воспоминания процесса съёмок, абсолютно волшебного времени в окружении гримёров, актёров, художников, осветителей, словом, каждый фильм помню, во-первых, с эмоциональной стороны. Когда подросла уже, могла ассистировать во время съёмок. Отец просил, чтобы находилась близко, чтобы не надо было ему на площадке кричать, чтобы слушала и передавала его замечания. Тогда ведь не было мобильней связи.. Теперь к этим замечаниям я бы иначе прислушивалась, смотрела как на творческий процесс, но тогда просто такому участию радовалась.
В один день это кончилось и хоть приехала учиться во ВГИК в Москву, уже очень редко видела отца во время съёмок. Может потому ближе сердцу моему его более ранее картины до "Аварии", за исключением изумительного "Викенда в аду" (Savaitgalis pragare).
Наверное, только самые близкие люди талантливых людей видят, как на самом деле рождается идея, что переживает человек в этот момент озарения, в чем ищет вдохновение. Вы были свидетелем таких моментов жизни отца? Видели, как он работал? Что давало ему силы и творческую энергию?
Отец умел слушать людей. В Литве послевоенное поколение, к которому принадлежал отец, архитекторов, художников, писателей очень плотно общалось, дружили, делились опытом, имели свои столики в кафе, навещали друг друга в мастерских.
Но, каждый проект - это отдельная история. Отец очень пристально наблюдал за жизнью.
Много читал. Экранизировал Чехова, Дюрренматта, мечтал снять Томаса Манна "Волшебную гору", "Бесы" по Достоевскому...
Если вы спросили бы меня, какой образ отца остался в моей памяти, ответила бы вам что вижу перед глазами две картины: отца смотрящего куда-то вдаль и совершенно погружённого в свой мир или пишущего за столом. Он - автор всех своих фильмов. Также автор 30 киносценариев, 30, можно сказать, повестей.
Что, на ваш взгляд, хотел сказать и говорил зрителю своими фильмами Витаутас Жалакявичюс? Каждый творческий человек закладывает в свои работы определенный смысл – как думаете, какой месседж отправлял зрителю ваш отец?
Думаю, что как настоящий художник старался задавать вопросы, а не ответы. О выборах, перед которыми ставят нас обстоятельства, о нашем отношении к злу, о цене, которую платим за всё... Его фильмы очень мужские, в них всегда на первом плане хорошо рассказанная история в которой, так по сути, самым важным есть то, что есть между словами, взглядами актёров, то недорассказанное.
Почему для показа на молодости выбраны именно "Чувства", "Садуто Туто" и "Никто не хотел умирать"?
Эти три фильма - все по сценарию отца поставленные в 70-е годы прошлого века объединяются в некое целое, которое называют "литовской школой" в кино. Особенно это видно в изобразительном ряде.
А может быть эти фильмы здесь потому, что они отреставрированы? Это вопрос, наверное, к организаторам.
И немного о личном – чему вы научились у отца? И как у родного человека, и как у гениального творца? Какое ваше самое яркое воспоминание, связанное с отцом?
От отца научилась работать. Научилась на примере того, как он работал. Без долгих проводов, садился и писал, не отходя от стола, когда всё уже было в голове. Этот творческий момент был самый мирный.
Конец каждого фильма, как правило, был трагедией. Принимает цензура, не принимает, режет, кладёт на полку. Плохо что - вышло, надо переснимать, а не за что... Слишком большой ценой отец платил за каждый фильм. Но иначе и сегодня работать в кино не получается. Другие проблемы, но эмоции те же.