Я в Киеве
НК: Когда вы возвращаетесь в Киев после заграничной поездки, что ощущаете — радость или досаду?
Радость, всегда только радость.
НК: Вам нравится, как меняется Киев со временем?
Далеко не всегда мне это нравится, но в последнее время я к этому стал несколько по-другому относиться. Время течет, жизнь идет, изменения неизбежны. Не всегда это происходит так, как хотелось бы. Но важно, что у тебя есть это отношение: тебе нравится или не нравится, следишь за ситуацией или нет, переживаешь или нет, принимаешь участие или нет. Если бы всё было спокойно, возможно, было бы не так интересно.
НК: Киев — удобный или неудобный для жизни город?
Если с точки зрения обывателя — может быть, и нет. С точки зрения художника — для меня это лучшее место в мире. Благодаря энергии, которую несет этот город. И благодаря здешнему вечному бардаку — неустроенности быта, жизненного пространства, постоянным проблемам: жлобы, хамство, уроды у власти. В общем, тут постоянно что-то происходит, и у тебя всегда есть источник если не вдохновения, то как минимум интереса. Здесь есть мотивация.
НК: Как вы считаете, у Киева больше шансов стать нормальной европейской столицей или «котлом» типа Москвы?
Нет, Москвы здесь не будет, тем более что Москва здесь уже была: наш «период Москвы» - это т. н. период Киевской Руси, мы этим уже переболели. Посмотрите на Рим — думаю, нас ждет подобная перспектива. Там тоже когда-то была мощнейшая культура, «имели» всю Европу, чуть ли не полмира — и посмотрите сейчас на этих людей, которые живут в палаццо 16-го века и сушат там пеленки, посмотрите, как они общаются между собой. Как-то так будет и у нас.
НК: Ваши любимые места в Киеве.
Весь центр. Я знаю здесь каждый уголок, каждую крышу, плиточку в каждом подъезде. Где какая лепка осталась, где ее сбили при реконструкции дома — я все это замечаю. Это всё составляет меня, это как клетки моего тела. Или я — его.
НК: Есть ли в Киеве места, которых вы предпочитаете избегать?
Ну есть, конечно... Плохие, голые места. На Троещину стараюсь не заезжать. Ну и в местность за Бабьим яром. Телецентр очень не люблю: когда приходилось там что-то делать, всегда было очень тяжело.
НК: Чего не хватает Киеву (или вам в Киеве)?
Убивает отсутствие городских традиций. Все формы власти, которые здесь были, прежде всего, «зачищали» городские традиции. Окончательно их добили «совки». Нынешняя власть существует вне традиций, они — перекати поле. Любимый двор, магазинчик через дорогу с тетей Таней, которая тебя знает и может тебе даже дать бесплатно какую-то плюшку — в их жизни никогда этого не было. Они не ходили 20 лет подряд в один и тот же молочный, где все друг друга знают. А что такое традиция? Это ручейки энергии, которые люди нарабатывают своими действиями, привычками — когда, скажем, какая-то кафешка со временем раскрывается тебе не благодаря дизайну или чему-то еще, а «цепляет» какими-то более глубокими вещами. Власти все это чуждо, она этого не чувствует, и она мешает это сохранять и создавать.
НК: В каких киевском кафе или ресторанах бываете чаще всего?
Я люблю заведения городского типа, места для проведения времени (которых, кстати, полно в Европе, а у нас с этим проблемы). Прежде всего, пабы — они мне ближе по атмосфере.
НК: На каких мероприятиях в Киеве любите бывать? Ходите ли на концерты?
В последнее время, к сожалению, очень редко. Иногда хожу на концерты друзей — например, стараюсь не пропускать выступления группы «...и Друг мой грузовик», для меня это всегда событие, заряд энергии и вдохновения.
НК: Реально ли в Украине снять интересное и удачное музыкальное видео самостоятельно, без привлечения профессионалов и серьезных финансовых вложений?
Да.
НК: Приведите примеры.
Я могу привести в пример только свои работы — «Love» группы Esthetic Education, «Otto Sander» группы «...и Друг мой грузовик»...
НК: Нет, ну вы же профессиональный клипмейкер.
Что значит профессиональный? У меня нет профильного образования, я из музыкантов пошел в клипмейкеры.
НК: Ну у вас большой опыт...
Опыт состоит из решений, которые ты принимаешь. Никак иначе профессионалом стать невозможно. Ну да, есть профессура — но на самом деле они не профессионалы, они ссат до сих пор. Они не чувствуют, всегда сомневаются, потому и доказывают словами, почему кадры у них идут в такой последовательности, а не в другой — чтобы придать хоть какое-то значение своим работам. А надо быть смелым — если уж достал меч, то не для того, чтобы просто помахать для понту. Меч должен крови напиться. Вот это — подход профессионала.
НК: Сделали ли вы для себя за последнее время какие-то новые интересные открытия на украинской сцене?
После «ТОЛа» заинтересовал было Марик (Marakesh) - ненадолго. Потом, «СкруДЖ» (SCRUDG) из Чернигова. Сейчас — Stoned Jesus.
НК: Есть/была ли когда-либо в Украине группа, которая нравилась вам настолько, что вы готовы были снять им клип бесплатно?
Большинство моих клипов я снимал без гонорара.
НК: Вы родились в Киеве?
Да.
НК: Вы хотели бы прожить в Киеве всю жизнь или есть другие надежды/планы?
Это мой город.
Киев во мне
Виктор Придувалов — музыкант, соорганизатор лейбла «Інша музика», кинорежиссер, клипмейкер, наиболее известный благодаря своим видеоработам для украинских музыкантов (Океан Ельзи, Скрябін, ТНМК, Тартак, Плач Єремії, Green Grey, Esthetic Education, Бумбокс, ТОЛ, Marakesh, Quadragesima и др.).