На маршруте №18, который курсирует с площади Шевченко в центр, всегда аншлаг. Все троллейбусы и маршрутки забиты под завязку. А если учесть, что каждый пассажир платит кондуктору по полторы гривны, прибыль выходит приличная. Но на конечную остановку то и дело подъезжают троллейбусы с лысой резиной и неисправными дверьми.
- Ездим на том, что есть, - говорит водитель Петр Степанович. - Резину никто не закупает, приходится круглый год кататься на одних и тех же скатах. Когда колесо становится, как моя голова, - снимая фуражку, водитель демонстрирует гладко выбритый череп, - вот тогда их меняют. И то резину не покупают, а снимают со старых машин. Вот и приходится каждую смену сначала молиться, потом выезжать на маршрут.
Как оказалось, проблемы с подвижным составом - не единственная беда транспортников.
Невыплата зарплаты, снятие всех надбавок, массовые увольнения… И это еще не весь список. Если ничего не изменится, уже весной киевлянам придется больше ходить пешком.
- Денег не видел с ноября, - опуская уставшие глаза, говорит Петр Степанович. - Давно бы ушел, но работаю в «Киевпастрансе» 30 лет. Мечтал дотянуть здесь до пенсии. Как жить дальше - не знаю. У меня дочь, жена. Раньше получал 4,5 тысячи. Потом заплату уменьшили до 2 тысяч, но даже этих денег не дают. По автопарку ходят слухи, что нас хотят обанкротить, а затем выкупить по дешевке. Но почему должны страдать простые люди? Жить так больше нельзя, уже весной готовим бессрочную забастовку!
«Люди голодные, терять им нечего»
Что же ждет простых киевлян, ведь метро есть не в каждом районе, а маршрутки с таким количеством пассажиров могут и не справиться?
- Мы понимаем, что остановка городского транспорта может привести к коллапсу, потому и оттягиваем этот момент до последнего, - говорит один из активистов «Киевпастранса», который отказался называть свое имя, так как боится мести руководства. - Мы отправили нашей дирекции письмо с требованиями. Самые главные - это погашение задолженности и увеличение зарплат. Если нас снова не услышат, в марте устроим очередной черный четверг. Предположительно это будет 11-е или 18-е число.
«Надеемся, бастовать не будут»
Несмотря на серьезность угроз со стороны транспортников, в самом «Киевпастрансе» в возможность проведения забастовки не верят. Уверяют в том, что уже в ближайшие дни ситуация разрешится.
- Напряжение у нас высокое, денег мы не получали с ноября прошлого года, - говорит Сергей Болдынюк, глава профсоюза «Киевпас-транса». И продолжает:
- Ситуация завязана на городском бюджете, который все еще не принят. Сейчас решается вопрос финансирования, если все будет в порядке, уже на следующей неделе наши работники смогут получить деньги за ноябрь и частично за декабрь. Если же нет - не исключаю, что весной будут забастовки. Человеческое терпение не безгранично. Но я надеюсь, до этого дело не дойдет. Ведь любая забастовка - это удар прежде всего по киевлянам.
ОФИЦИАЛЬНО
Валерий ЛИПЕЦКИЙ, глава Ассоциации перевозчиков Киева:
- Я понимаю работников «Киевпастранса». Если бы я не получал денег так долго, давно бы уже бастовал. К сожалению, предприятие намеренно доводится до банкротства. Автобусы большой вместимости работают на маршрутах в режиме такси. А значит, они не перевозят льготников. Такой автобус в день зарабатывает минимум 1000 грн. Но зарплату никто платить не собирается. Куда же деваются деньги?
Что касается транспортного коллапса, его в Киеве не будет. Потому что если забастовка и пройдет, частные маршрутки смогут спасти ситуацию.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По данным «Киевпастранса», на городских маршрутах работают:
- 550 троллейбусов
- 1587 автобусов
- 463 трамвая.