Во что превратились этой зимой украинские дороги? Во многих городах от асфальта не осталось и следа. Неудивительно, что за последние два месяца количество ДТП с формулировкой «не справился с управлением» выросло на порядок. На днях в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №6121. Следуя советам Владимира Караваева, автора книги «100 аргументов против штрафов ГАИ», народные избранники решили сделать водителям настоящий подарок, освободив автомобилистов от штрафов, если нарушение случилось на дороге, не соответствующей стандартам. А если произошло ДТП, то за ущерб будут платить не водители, а владельцы испорченного асфальта.
Ситуации, когда приходится нарушать правила, чтобы объехать яму, в последнее время происходят довольно часто. Нередки случаи, когда гаишники выписывают протокол за нарушение требований знаков или разметки, которые вовсе не видны на дороге. Да вот как только водитель вздумает попытаться объяснить, что все дело в отвратительных дорогах, то в ответ чаще всего слышит старую заезженную фразу: «Правил никто не отменял!» И в придачу получает протокол с огромным штрафом.
К счастью, вскоре ситуация может в корне измениться. Если законопроект №6121 примут, штрафы и ущерб от ДТП, которые произошли по вине отвратительных дорог, будут оплачивать не водители, а коммунальщики.
- Автор этого законопроекта - народный депутат Анатолий Гриценко, - рассказывает Владимир Караваев, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ». - Планируется полностью снять с водителя ответственность за нарушение требований дорожных знаков, если они, к примеру, не видны на дороге. Инспектор не сможет привлечь автомобилиста и за нарушение требований дорожной разметки, если краска спрятана за толстым слоем грязи или снега.
По словам Владимира Караваева, наши дороги совсем не соответствуют украинским стандартам. Выходит, пока государство не приведет магистрали в порядок, автомобилисты имеют полное право не платить за нарушения.
- Вопреки действующим нормам наши дорожные знаки далеко не всегда отвечают установленным категориям типоразмеров, не имеют светоотражающего эффекта, - отмечает Караваев. - О знаках с внутренним освещением вообще забыли. Видимость дорожной разметки не выдерживает никакой критики. Размеры светофоров, их сила света не отвечают установленным стандартам. Есть нормы, которые допускают определенную глубину дорожных ям, максимальный выступ канализационного люка над дорогой, расстояние от кроны деревьев до края проезжей части, максимально допустимое время и очередность уборки снега и многое-многое другое. К сожалению, эти нормы никто не выполняет. Почему тогда автомобилисты обязаны выполнять требования Административного кодекса?
Новые поправки предусматривают не только административную ответственность за ненадлежащее состояние дорог, но и уголовную. К сожалению, пока практика подобных наказаний отсутствует. Инспектору ГАИ проще составить протокол на водителя, не умеющего ездить по ямам, нежели на представителя дорожной службы, по вине которого эти ямы не были заделаны.
Изменят ли новые поправки жизнь водителя к лучшему? Вопрос спорный. Ведь каждый знает, что в нашей стране многие законы, увы, существуют только на бумаге. Но то, что инспекторам ГАИ и коммунальным дорожным службам придется нелегко, это факт. Поскольку у водителей появится дополнительный повод, чтобы не только вступить с гаишником в спор, но и подать как на инспектора, так и на «Укравтодор» в суд. Ведь у нас в стране трудно отыскать участок дороги, который бы соответствовал всем стандартам.