Однако насколько реальны разрекламированные намерения его авторов? «Взгляд» убедился, что некоторые пункты документа звучат как фантастика.
49 станций за 12 лет
Согласно генплану, в ближайшие 5 лет (со дня утверждения документа) должны запустить метро на Троещину, построив с нуля 7 станций метрополитена на Подольско-Выгуровской линии, и открыть многострадальную «Львовскую браму».
Планируется сделать дополнительный переход между «Театральной» и «Золотыми воротами». Но вот незадача: согласно тому же документу, до 2025 года количество станций должно быть увеличено с 51 до 100. Чтобы выполнить намеченное, нужно строить по четыре станции в год. Если же обратиться к опыту прошлых лет, то с 2007-го по 2013-й было построено всего шесть станций, то есть по одной в год.
«На самом деле "Киевметрострой" в состоянии сдавать по три станции в год. В Москве наши коллеги в этом году ввели в эксплуатацию 6 станций. Но все упирается в финансирование – его всегда недостаточно, поэтому и сдаем по одной станции», – рассказал «Взгляду» пресс-секретарь «Киевметростроя» Валентин Кейбис.
По его словам, стоимость одной станции составляет в среднем чуть больше 1 млрд грн. Это значит, что для строительства трех станций в год необходимо более 3 млрд грн – сумма, которую ежегодно выделяют из бюджета города на здравоохранение. Общая доходная часть бюджета города, запланированная на этот год, составляет 18 млрд грн, и этого явно не хватает на все нужды столицы: расходы на ЖКХ в этом году урезаны почти в 6 раз – с 5,7 млрд грн в 2012-м до 0,88 млрд грн.
«В Киеве нереально строить по четыре станции метро в год: такие деньги не может выделить ни город, ни государство. Если же надеяться на инвесторов, то они, как правило, готовы выделить только часть средств, а полную сумму не даст ни одна здравомыслящая компания», – говорит директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.
Аэропорт вон!
Городской аэропорт «Киев» (Жуляны) собираются перенести за пределы города. Как уже заявили в Институте генплана, это, скорее всего, произойдет не раньше 2050 года. Хотя если учесть, что в сентябре «Киев» запустит бизнес-терминал и терминал для обслуживания внутренних рейсов, а к 2017 году планирует построить вторую взлетную полосу, то вынести аэропорт за пределы столицы становится просто нереально: слишком много средств и усилий в него уже инвестировано.
«Переносить аэропорт смысла нет. Даже в Вашингтоне, столице США, в стране, которая подвержена риску террористического акта, аэропорт стоит почти в центре города. Потому что это очень удобно, – считает Александр Сергиенко. – К тому же аэропорт в Жулянах никому не мешает».
Так же неправдоподобно звучит намерение сократить интервал движения городской электрички с 18 до 3–5 минут. Даже при нынешнем интервале случаются опоздания на 40 минут и более. Причина – в убыточности проекта. Как уже писал «Взгляд», долги городской электрички составляют порядка 60 млн грн, а окупаемым этот вид транспорта, по словам замглавы КГГА Михаила Костюка, может стать только в том случае, если поднять стоимость проезда с 1,7 до 7 грн.
Следующая станция «Гоповская»
Придумать названия для долгожданных станций метро на Троещину глава КГГА Александр Попов решил доверить киевлянам. Согласно его распоряжению, все желающие могут предложить свои идеи через контактный центр «1551». Ни одной заявки от жителей столицы в call-центр пока не поступило, зато пользователи интернета вовсю упражняются в творчестве на форумах. Причем из-за недоброй криминогенной славы Троещины варианты звучат соответствующе: «Гоповская», «Отжимальная», «Титушковская», «Трамадольная» и «Проблемы?».
Впрочем, чиновники уже говорят, что последнее слово будет все же за специальной комиссией. «Но все варианты, предложенные киевлянами, мы рассмотрим», – пообещал директор Департамента транспортной инфраструктуры Евгений Водовозов.