«ЗА ЭТО БЫЛИ ЗАПЛАЧЕНЫ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ»

В ночь с 29 на 30 декабря снесли усадьбу Казанского, что на Сагайдачного, 1. Дом в стиле «киевский модерн», с которого, собственно, Подол и начинался. На его месте теперь построят очередное офисное здание.

Потеря невосполнимая. Усадьба, которую построил и в которой жил знаменитый столичный архитектор Николай Казанский, была возведена в начале ХХ века с применением оригинального инженерного решения, защищающего ее от оползней с примыкающей горы. Она на долгие годы стала лицом Почтовой площади, сумела пережить и революцию, и Великую Отечественную, лишь самодурства новых хозяев Киева пережить не смогла.

Надо сказать, что усадьбу реконструировали 15 лет назад, и владельцы содержали ее в полном порядке. Да и снесли совершенно законно - это если судить по документам.

А по бумагам здание усадьбы было разобрано… еще в 1982 году. То есть, получается, ничего и не сносили?

- Это «заслуга» городского управления охраны памятников и градсовета, - считает архитектор Лариса Скорик. - Ведь именно эти инстанции давали разрешения на снос и строительство офиса. Разрешения давались с нарушениями, но «подкопаться» уже нельзя, ведь формально на момент сноса все было в порядке. А то, что это здание по всем документам было разобрано еще в 80-е годы, меня лично не удивляет. За это, скорее всего, были заплачены огромные деньги. Сейчас концы искать уже поздно.

Дом на Подоле - далеко не первая жертва застройщиков. Кстати, именно под Новый год они особенно любят уничтожать столичные достопримечательности. В ночь с 6 на 7 ноября 2010-го так же цинично сровняли с землей здание Первого киевского водопровода на Набережном шоссе. Еще раньше, в январе 2007 года, та же участь постигла и Киевский телеграф, которому было более 100 лет.

ДВА ВЕРНЫХ СПОСОБА ДЛЯ ВАНДАЛОВ

- Стало традицией на рождественские праздники уничтожать в Киеве архитектурные памятники, - рассказал первый заместитель главы Украинского общества охраны памятников истории и культуры Николай Пархоменко. - Ведь именно в эти дни не работают госорганы, а киевляне уезжают из столицы. Так что никто не помешает. Если говорить о конкретном доме, то привлечь к ответственности тех, кто уничтожил этот памятник, вряд ли удастся. Общественные организации не имеют средств для начала такого судебного процесса, а государственные органы не захотят, скорее всего, этим заниматься.

Одним словом, городскую легенду мы потеряли. Но самое ужасное то, что ни один памятник города закон не защищает от произвола. Любой дом можно снести, чтобы затем построить на его месте очередной офисный центр или магазин, утверждают общественные деятели Киева. А депутат Киевсовета Александр Бригинец даже рассказал два самых простых способа сноса памятников архитектуры.

Способ первый:

Довести дом до полной разрухи. Или, например, сжечь. Если здание не подлежит восстановлению, то снести его можно будет с одобрения властей.

Способ второй:

Лишить здание звания. Договориться с чиновниками Минкультуры или другого ведомства о том, чтобы с памятника архитектуры сняли этот статус. После этого без проблем можно получить разрешение на снос. Сделать это «по-тихому» можно, ведь Минкультуры не разглашает списки памятников архитектуры - их нет даже на сайте этого ведомства.

Что еще могут снести?

Дом семьи художника Мурашко

Ул. Малая Житомирская, 14

Памятник истории и архитектуры второй пол. XIX - нач. XX в. Сейчас находится в чудовищном запустении. Не исключено, что специально, чтобы вскоре тихо его снести.

Усадьба Меленского

ул. Хорива, 13/11

Дом начала XIX века в стиле неоклассицизма на Подоле сейчас, по данным прессы, намерены вывести из списка памятников архитектуры. А это значит, может последовать снос.

Дом барона Владимира Гильденбранда

Ул. Ярославов Вал, 1

Построен в 1901 г. по проекту гражданского инженера Вишневского, оформлен под готику. Киевляне неоднократно устраивали массовые акции протеста против намерения снести или перестроить его.

kp.ua