Жизнь в мэрии изменилась. Теперь предприниматели жалуются, что решить что-то через взятки стало невозможно, а чиновники боятся даже по телефону произносить слово «деньги». Все строго настрого предупреждены, что даже за попытку получить мзду они будут уволены, а то и пойдут под суд.
БОЯТСЯ. «Нас собрал начальник и предупредил: даже если будет подозрение, что за тот или иной вопрос могли взять деньги, человека сразу уволят. И пригрозил законом о коррупции. Теперь все боятся», — говорит один из ведущих специалистов управления мэрии. Причина столь жестких мер, как говорят, — предстоящие выборы. Партия Регионов нацелена «взять» Киев на выборах, поэтому руководство города не должно быть запятнано коррупционными скандалами. Обычные сотрудники шепчутся, что работать стало сложнее, все боятся за кресла.
«Мы по телефону слово «деньги» даже произносить боимся, мало ли что. Сейчас что-то взять рискуют только от проверенных и хорошо знакомых людей. Напрямую с клиентом никто даже встречаться не будет, потому что задерживают всех подряд. И любой незнакомый проситель может оказаться переодетым милиционером, они сейчас за нас взялись, трясут не по-детски», — жалуется юрист одного из главков.
Сами предприниматели жалуются, что решать вопросы стало намного сложнее. Документы могут месяцами лежать в кабинетах, и никто не возьмет на себя ответственность поставить нужную подпись. «С уходом прежней команды все связи нарушились. Если раньше четко знали, кому и сколько заносить, то сейчас ничего не понятно, мелкие чиновники боятся проверок, до крупных не достучаться. Поэтому решать вопросы стало трудно», — жалуется один из застройщиков.
ДЕЛА. В киевской милиции говорят, что в этом году за взяточников взялись всерьез. «Если за 10 месяцев прошлого года было 180 дел по взяточникам, то в этом — уже 205», — говорит начальник ЦОС киевской милиции Владимир Полищук. На чиновников КГГА заведено 27 дел, а на районных — 20. Юрист Эдуард Багиров считает, что чиновники за последние 5—7 лет настолько расслабились и привыкли к взяткам, что милиции теперь не стоит труда их поймать.
«От этого увеличилось и количество дел по взяткам», — говорит он. Правда, сейчас, по словам Полищука, взяточники ищут обходные пути, чтобы не попасться. «Кто-то у себя в кабинете, кто-то через посредников в ресторане, кому-то перечисляют на подставной расчетный счет, а некоторые предпочитают брать бензином», — говорит Полищук. Суды лояльно относятся к задержанным милицией подозреваемым. Только 13% из них содержатся под стражей, остальные гуляют на свободе, пока идут проверки.
БЕЗ МИЛЛИОНОВ. В прокуратуре Киева говорят, что взятки стали мельче. «Исчезли крупные взятки — в миллион гривен. Но серьезные люди, которые руководят подразделениями, имеют контролирующие функции. И они берут», — говорит зампрокурора Киева Сергей Софиев.
ПОШЛИ ПОД СУД
Сейчас в правоохранительных органах расследуется 54 дела против чиновников. Некоторые из них уже переданы в суд. В прошлом году было открыто несколько крупных дел. Например, по строительству скоростного трамвая, по которому проходит замгендиректора «Киевпастранса» по строительству Владимир Асадчий, экс-начальник «Киевгорстроя-2» Сергей Кущ, глава набсовета «Экспериментального завода железобетонных шпал» Александр Кущ и еще несколько должностных лиц. Их обвиняют в присвоении 30 млн грн. Сейчас дело слушается в суде. Если вина будет доказана, то им грозит до 12 лет тюрьмы.
Также год назад СБУ задержала замначальника главка транспорта Киевской администрации Алексея Бархатова при получении взятки в 50 тыс. грн. от предпринимателя прямо в кабинете. Его дело тоже уже передано в суд, ему грозит до 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Но пока ни по одному из этих громких дел не вынесены приговоры.