Киевская власть выдвинула владельцам маршруток новые требования. Перевозчики, в свою очередь, говорят о закрытии некоторых маршрутов и грозят поднять стоимость проезда минимум в два раза, пишет Сегодня.
Маршрутчики жалуются, что в условиях конкурса, который должен был состояться в конце прошлого года, были прописаны требования к экологическому стандарту не ниже "Евро-2". Часть перевозчиков успели закупить автобусы стандарта "Евро-3". Однако в сегодняшних условиях уже требуют "Евро-4". Тогда как первые украинские автобусы такого стандарта начали выпускать всего год назад. "Все это на руку тем, кто знал о резком ужесточении экологических требований", — считает учредитель компании "Парк" Геннадий Сень.
К предстоящему конкурсу, на котором 20 мая "разыграют" 67 столичных маршрутов, будут допущены все перевозчики, в том числе и с автобусами устаревших экостандартов. Однако они получат маршруты не более чем на один год, в течение которого должны будут приобрести новые бусы. "Нас хотят держать на коротком поводке. Организатор конкурса поставил планку, которую смогут достигнуть не больше 2—3 маршрутов. Чтобы вы понимали, в городе из 2 тыс. автобусов всего 37 стандарта "Евро-4". Учтите, что банки кредитовать компании, у которых договор заключен менее чем на три года, отказываются. Но даже если кому-то и удастся получить кредит на закупку новых маршруток, его потом нужно будет чем-то отдавать. Соответственно сразу же станет вопрос об увеличении стоимости проезда", — прогнозирует Сень. По его подсчетам, только с одной маршрутки ежедневно уходит около тысячи гривен на возврат кредита. Столько же тратят на топливо. "Все эти затраты ложатся на плечи пассажиров. И с учетом новых затрат стоимость проезда может возрасти до 10 грн", — говорит Сень.
"У меня в автопарке всего две маршрутки стандарта "Евро-4". Городская власть требует, чтобы весь подвижной состав был таким, а кредит они выдадут? Банки отказывают. Нам не останется другого выхода кроме как закрыться", — вздыхает директор компании "Политех-авто" Николай Бацан. Кроме того, по его словам, украинские заводы не готовы обеспечить Киев нужными маршрутками.
К остальным условиям конкурса (см. графику) перевозчики готовы. Единственное, с чем могут возникнуть проблемы, так это с устройствами визуального и звукового информирования об остановке. "Это нарушение заводских норм и стандартов. Если мы конструктивно что-то поменяем в автобусе, то потом ни одна страховая компания не выплатит нам возмещение", — возмущается директор компании "Надия-транс" Юрий Артеменко.
КГГА. "Конкурс объявлен для того, чтобы обязать перевозчиков обновить свой подвижной состав, повысить безопасность и качество перевозок. Никто не заставляет их делать это впопыхах и в рекордно короткие сроки. Участники конкурса сами для себя решат, как им удобнее. А конкурсный комитет выберет тех, чьи лицензионные обязательства привлекательнее. Компании, которые возьмутся в большем объеме выполнить новые требования, получат желаемый маршрут. А если таких не найдется, перенесем рассмотрение вопроса на следующий конкурс", — рассказал "Сегодня" Сергей Савтырь, начальник коммунальной службы перевозок КГГА.
ЭКСПЕРТЫ. "Я считаю, что маршруточникам нечего прибедняться. Решение властей правильное и политически важное. Городу нужно избавляться от этого металлолома на дорогах и бесконечных аварий на дорогах. Прибыль они получают стабильную. Автобусы "Евро-4" есть даже в селах. Пусть обновляют парк и работают, а не калечат людей и возят киевлян как селедку в бочке", — говорит депутат Киеврады Игорь Пиковский. В среднем одна маршрутка при стоимости проезда в 5 гривен приносит перевозчику в день от трех до пяти тысяч гривен — в зависимости от стоимости проезда и количества пассажиров. Если предположить, что на рейсе работает 10 маршруток, то за день компания только с одного маршрута получает около 30—50 тыс. грн.