В Киеве прошла дискуссия между работодателями, преподавателями и студентами о том, что и как нужно преподавать в вузах для борьбы с молодежной безработицей.
Вряд ли в Украине кто-то подсчитывал, сколько людей с юридическим или экономическим образованием работает, скажем, продавцами-консультантами, или по другой непрофильной специальности. Думается, достаточно много. Проблема здесь не только в выборе престижных факультетов, по окончании которых, увы, сложно найти работу, но и в отсутствии профориентации как таковой.
Но даже те молодые люди, которые идут учиться осознанно, далеко не всегда представляют, что ожидает их уже непосредственно на рабочем месте. Имея амбиции, диплом, но не навыки, они сталкиваются с трудностями на рынке труда и нередко вынуждены учиться заново – уже по стандартам конкретного предприятия. С другой стороны, почерпнуть информацию о требованиях к профессии им неоткуда - существующая система образования ее просто не дает.
Один из крупнейших работодателей в Украине – группа СКМ Рината Ахметова - в 2011 году инициировала подготовку профессиональных стандартов, "Паспортов профессий", сразу в трех отраслях - металлургии, энергетике и журналистике. Их разрабатывали как представители предприятий, так и сотрудники высших учебных заведений. А 18 сентября в Киеве состоялось подведение итогов первого этапа проекта.
"В результате мы получили такие профстандарты по 8-ми специальностям. Они были переданы в Министерство образования, и на их основе появились уже обновленные образовательные стандарты", - рассказала директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ Наталья Емченко. Стандарты эти уже используются в 14 вузах страны, список которых будет расширяться.
По словам Емченко, серьезную методологическую помощь при разработке профстандартов оказал Британский Совет в Украине. Нужно сказать, что в европейских странах профессиональные стандарты активно используются - они реально помогают любому человеку буквально со школьной скамьи составить представление о том, какие знания и квалификация потребуются от него на выбранном рабочем месте, что ему необходимо будет сделать для карьерного роста.
Наталья Емченко также подчеркнула, что система образования в Украине давно нуждается в таком подходе со стороны тех, кто ждет выпускников ВУЗов на своих предприятиях: "К этому созрели и работодатели. В ходе нашей работы в металлургии даже возник прообраз отраслевого совета. Он нужен в первую очередь для того, чтобы иметь обратную связь с профильными учебными заведениями, при необходимости пересматривать эти стандарты, и главное - оперативно оказывать помощь в организации практики для студентов".
Именно на необходимости практики в своем выступлении сделал акцент ректор Приазовского государственного технического университета Вячеслав Волошин. "Как известно, во время обучения существует три практики - ознакомительная, производственная, и преддипломная. У нас же их пять. Кроме того, студенты проходят практику на том рабочем месте, где, если выдержат конкурс, будут работать. Для инженера очень важно иметь рабочую профессию. В результате этой практики ребята получают профессию и разряд. Таким инженерам в будущем цены нет", - отметил ректор.
В обсуждении приняли участие представители не только тех сфер, которые на первом этапе охватил проект "Паспорт профессии", но и других секторов экономики, в частности, торговли. Руководитель управления персоналом группы "Фокстрот" Юлия Герзанич подчеркнула, что и торговая отрасль нуждается в качественной подготовке кадров, которые приходят на работу.
"Мы бы хотели не обучать, а адаптировать людей, которые получили профессиональную идентичность. Именно идентичность - как врач, как музыкант, как воспитатель детского сада. Мы готовим кадры, но необходимо, чтобы хрестоматийное понятие "клиент всегда прав" вкладывалось человеку еще до того момента, когда он придет трудоустраиваться", - отметила Герзанич.
По ее словам, многие молодые люди, едва получив диплом, уже претендуют на высокую должность и на высокую зарплату - такие же, как и у подготовленных специалистов: "Но нужно, чтобы амбиции и реальное положение вещей на рынке труда были сбалансированы. И это понимание людям должен кто-то давать".
Наталья Емченко в свою очередь отметила, что разработкой профессиональных стандартов уже заинтересовались не только металлурги или энергетики, но и, к примеру, крупные аграрные компании: "У нас были достаточно прагматичные мотивы, мы начинали проект в каком-то смысле для себя. Но со временем мы стали понимать, что невозможно локализовать результат".
Руководитель проектов по направлению "Образование" Благотворительного Фонда Рината Ахметова "Развитие Украины" Александр Власенко говорит, что хотя инициатива по созданию паспортов профессий принадлежит работодателям, ВУЗы уже успели оценить ее: "Они за это схватились, у них есть понимание, что такой проект делать нужно. Как он будет внедряться в дальнейшем – посмотрим. Есть определенные правовые вопросы, связанные, в том числе, с существованием массы подзаконных актов, регулирующих степень педагогической нагрузки, требование наличия в штате определенного количества профессоров даже при преподавании сугубо практических дисциплин. По крайней мере, я могу сказать об этом в отношении журналистики, что мне ближе. Но мы ищем пути, как эти проблемы решать".
В то же время участвовавший в дискуссии директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Юрий Коровайченко заявил: "В министерстве сейчас формируется позиция, что должна быть перестроена сама идеология образования, в которой профессиональный стандарт должен лечь в основу всего процесса. Автономные права ВУЗа, его связь с производством, с запросами работодателей, должны быть определяющими".
Реальность же такова, что за последние годы, по самым разным причинам, Украина потеряла старую, еще советскую школу подготовки кадров. С прагматической точки зрения это означает, что приходит пора создавать свою собственную систему, опираясь при этом на лучшие мировые образцы. И стоит отметить, что первыми по этому пути пошли энергетика и металлургия - отрасли, от которых во многом зависит наполнение госбюджета. А ведь именно производственным специальностям в Украине последние годы уделялось непростительно мало внимания.
Возможно, с появлением таких "паспортов профессий", которые дадут четкое понимание перспектив соискателям работы, вырастет их престиж и привлекательность.