Выставка живописи и графики Николая Ге приурочена к 180-летию со дня рождения художника. В экспозицию вошли работы разных жанров и периодов, которых в творчестве тишайшего из "академиков" было не так уж много.
Собрание Киевского национального музея русского искусства (КНМРИ) насчитывает около 70 работ Николая Ге, большую часть которых передал музею сын художника. Ге провел в Украине 18 лет: сначала – в родовом имении отца в Подольской губернии, затем – обучаясь на математическом факультете Киевского университета. Прежде чем поступить в петербургскую Академию художеств, он утвердился в своем равнодушии к точным наукам, отучившись два года математике в Петербурге.
Окончив Академию с большой золотой медалью и женившись на Анне Забеле (ее племянница позже вышла за Михаила Врубеля), Ге надолго уехал в Италию. Оттуда он привез свою "Тайную вечерю", принесшую ему славу и профессорское звание, и, посвятив несколько лет передвижничеству, осел на хуторе Ивановское в Черниговской губернии.
Кумиром Ге в "академические" годы был, конечно, Карл Брюллов. Впервые увидев "Последний день Помпеи", Николай Ге, по собственному признанию, "не мог наглядеться" и "молился на него". Влияние Брюллова просматривается в представленной на выставке ранней работе "Суд царя Соломона", от которой недалеко ушла и "Ахиллес оплакивает Патрокла", принесшая Ге малую золотую медаль.
Освободиться от брюлловщины Ге смог только в Италии, изучая тамошних академистов и занимаясь поиском собственной манеры письма. Поначалу она проявлялась в пейзажах, над которыми художник работал, когда "главная вещь не шла": его виды Флоренции, Фраскати, Ливорно и Сорренто наполнены мягким светом и дышат тосканским умиротворением.
Нежным теплом проникнут и написанный в этот же период портрет читающей у окна жены Ге. Вообще, он рисовал жену только в первые десять лет их брака, да и остальных родственников не баловал профессиональным вниманием. На выставке есть, например, портрет внука Николая (Кики), а также знаменитый портрет Александра Герцена, написанный во Флоренции. Сам Герцен дал ему определение rembrandtish.
Портреты кисти Ге несут отпечаток интимности из-за того, видимо, что художник писал их не на продажу, а на память или в подарок. Он изображал тех, кого близко знал или хотел узнать – среди изображенных Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Некрасов, Лев Толстой. Последний вообще помогал Николаю Ге советами при создании знаменитого "Распятия" (в КНМРИ представлены многочисленные эскизы к этой работе), а увидев законченную картину, глубокомысленно отметил: "Так было, было".
Одухотворенные, чуткие, светлые – эти эпитеты равно применимы и к мирным апеннинским пейзажам, и к портретам близких, и к сценам жития святых. Житие простых крестьян Ге тоже вдохновляло – в КНМРИ представлен замечательный "Портрет мальчика-украинца".