В Киеве уже неделю снимают «Белую гвардию» по роману Михаила Булгакова. «Стоп! Снято!» скажут 7 февраля, а в прокате картину режиссера Сергея Снежкина увидим почти через год — в декабре 2011 года. Чуть позже по телевизору покажут мини-сериал из 10 серий. Впрочем, уже сейчас интерес к картине огромный, особенно в Украине. Причин для этого несколько. Во-первых, маститый актерский состав, который засветился в фильме (напомним, в главных ролях: Константин Хабенский (Алексей Турбин), Алексей Серебряков (Феликс Най-Турс), Федор Бондарчук (Шполянский), Николай Ефремов (Николка Турбин), Сергей Гармаш (Козырь-Лешко), Михаил Пореченков (Мышлаевский), Артур Смольянинов (Бойко), Евгений Стычкин (Карась), Марина Луговая (Ирина Най-Турс), Екатерина Вилкова (Юлия).

Хотя наличие в титрах имени Хабенского для некотрых — это минус картине, мол, «превратят ее в очередного «Адмирала». Во-вторых, часть российской картины снимают в Киеве — интересно посмотреть, какой нашу столицу покажет северный сосед (достаточно вспомнить сколько пересудов было вокруг экранизации россиянами «Тараса Бульбы»). В-третьих, у Михаила Булгакова — миллионная армия поклонников, которым тоже любопытно посмотреть, как экранизируют их любимый роман (тем более что над сценарием работали киевские писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченко).

Большевики. Скоро утопят Город в крови. Фото: Г. Салай

Кстати, в киноверсии особых отступлений от книги ждать не стоит, в отличие, скажем, от «Дней Турбиных», снятых в 1976-м Владимиром Басовым. В его картине, уже в финале, Мышлаевский открыто стал симпатизировать большевикам, что для Булгакова — нонсенс. Зато в новой «... гвардии» усилили любовную линию Турбин—Юлия, углубили историю отношений Николки и Ирины Най-Турс, расширили роль Шполянского, прописали более подробно сцену боя и смерти Феликса. Так как первоначально в сценарии фигурировало около 400 персонажей, то некоторых слили воедино.

 



Равнение на флаг. Штабс-капитан Мышлаевсий идет на Петлюру. Фото: С. Николаев

«БЕЛОГВАРДЕЙЦЫ ОРАЛИ: «ВПЕРЕД, НА ХОХЛОВ! ЗА ВЕРУ И ЦАРЯ!»

У фильма «Белая гвардия» — два «отца-создателя»: продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. Мы встретились с Сергеем Георгиевичем прямо на съемочной площадке — на Андреевском спуске.

На одном из кинофорумов прочитал: «Знаете, почему снимают «Белую гвардию»? Потому что Хабенский хорошо смотрится в военной форме». Это шутка. Но вопрос открыт: почему решили взяться за экранизацию романа Булгакова?

— А мне версия насчет формы нравится (смеется). Костя действительно в ней прекрасно смотрится. Но сама идея сделать кино появилась на свет еще задолго до того, как на экраны вышел «АдмиралЪ». Просто, что я сам, что Александр Роднянский — мы оба любим этот удивительный роман. Тот же Александр Ефимович вообще в студенческом театре играл Шервинского (один из персонажей «... гвардии». — Авт.).

Что в вашем фильме будет не так, как у Булгакова?

— Когда мы с Мариной и Сергеем Дяченко работали над сценарием, то отталкивались, в первую очередь, от самого романа. Но мы все-таки снимаем фильм. И нам необходимо, чтобы литературный источник стал кинематографическим произведением. А сделать это очень трудно. Потому мы кое-что додумали: усилили лирическую линию Турбин—Юлия, углубили историю отношений Николки и Ирины Най-Турс, расширили роль Шполянского, прописали более подробно сцену боя и смерти Феликса.

ВЛАДИМИРА ОБСТРЕЛЯЛИ ИЗ ПУШЕК, А БУЛГАКОВА ПОСАДИЛИ ЗА ЗАБОР

Киев — главный герой романа «Белая гвардия». И хотя по большей части снимали его в российском городе Выборг, который, в отличие от нашей столицы, не изуродован новостроями, но кое-что, снятое и на украинской земле, мы сможем увидеть. Тот же Андреевский спуск, Софийская площадь, Владимирская горка...

Чтобы получить «тот самый Киев Булгакова» и скрыть наслоения современности, киношники решили «состарить» съемочные локации искусственно (ведь действие картины разворачивается в 1918 году). Так, уродливые пластиковые окна на Андреевском закрыли деревянными ставнями, дома облагородили вывесками с ятями: «Торговый домъ», «Ресторанъ». Один из местных ресторанчиков превратили в «Цирюльню» (а с другого заведения просто сняли все таблички, и актеры, отогреваясь возле кафельной печи, гоняли там чаи). Со здания музея Михаила Булгакова (из него на улицу к своим друзьям-соратникам выходит герой Хабенского) сняли мемориальную булгаковскую табличку, а памятник писателю замаскировали деревянным резным заборчиком. Раздолбанную брусчатку припорошили искусственным снегом, на фонари навешали фальшивые сосульки. Андреевскую церковь, которую нынче активно укрепляют (для чего срубили все старые деревья и обнажили бетонный постамент), также сняли, для чего оператору пришлось изрядно попотеть, чтобы снять, как надо. А на Владимирской горке, в основном, только «снежили», обстреливая из специальных пушек монумент Крестителя. Да заборчики современной ковки замаскировали специальной белой тканью. Позже все лишнее (не по эпохе) из кадра сотрут компьютером.

«ВЫ — СЫТЫЕ АКТЕРЫ, НО ЗДЕСЬ РАСТОПТАНЫ И ПОЧТИ УБИТЫ»

Режиссер «Белой гвардии» Сергей Снежкин стал известен зрителю еще задолго до того, как приступил к съемкам экранизации романа Михаила Булгакова. Его мини-сериал «Брежнев», снятый для ТВ, получил престижного «Золотого орла» (Сергей Шакуров — «Лучшая мужская роль»). Затем был скандальный «Похороните меня за плинтусом», который тоже удостоились вороха кинонаград. Так что к «... гвардии» режиссер подошел, что называется, во всеоружии. И на съемочной площадке он лично объяснял каждому из актеров: «Мне важно, чтобы все вы — сытые и успешные артисты, понимали одно: то, что происходит с вашими героями — катастрофа, с которой вы не понимаете, как бороться. Помните: ваш привычный мир в один миг ушел из-под ног, а идеалы рухнули. Вы растоптаны и растеряны. Вы практически убиты». Работает он не только с главными актерами, но и со статистами, лично контролируя, как сидит на них форма, правильно ли они держат оружие. Одного «музыканта» даже обучал, как правильно накидывать ремни от гармони. А парней из МВС, играющих большевиков, инструктировал: «Вы — бойцы Красной армии. А красными в те времена были одни оборванцы».

Кино. Снимали с Крестителя. Фото: Г. Салай

Роман Булгакова Снежкин любит сравнивать с современным Андреевским спуском: «Это весьма сложная литература. Это как Андреевский спуск: вроде красиво, дома старые, булыжники под ногами. А попробуйте пройти по нему ночью — здесь ни одного фонаря работающего. Поломаться можно просто на ура!». Обвинения в том, что актеров в фильм отбирали по принципу: «Главное, чтобы фамилия была известная», — категорически отметает: «Ерунда! Вот вы сами много знаете актеров «за сорок» (большинство персонажей романа уже не очень молоды. — Авт.) и чтобы они при этом могли хорошо играть? Вот и получилось: что ни артист, то звезда».

НИКОЛАЙ ЕФРЕМОВ: Я ПРОХОДИЛ КУЧУ ПРОБ

Сын Михаила Ефремова — о том, как получил роль Николки Турбина благодаря «кирпичу» в кармане.

Николай, каково это — быть экранным братом Кости Хабенского?

— Чувствую себя как за каменной стеной (смеется). Правда! Костя меня всячески опекает. Мы ведь на самом деле познакомились давным-давно. Он меня знает практически всю мою жизнь — с младых ногтей. Мой отец (Михаил Ефремов. — Авт.), он ведь, как и Костя, играет во МХАТе. Так что мне даже «притираться» к нему не пришлось. Думаю, на экране будет видно, что в общении между нами нет нарочитости, а все очень живо.

В «Белой гвардии» играют сплошь маститые актеры. Мысль, что тебя взяли только из-за известной фамилии, в голову не приходила?

— Как сказал мне Константин Райкин: «Вначале тебя зовут из-за фамилии, а потом из-за того, что ты — хороший актер». Надеюсь, что у меня второе.

segodnya.ua

Фото по теме:

Белые в городе! Киносъемки на Андреевском