В Киеве презентовали концепцию Большого транспортного круга (БТК) — единой трамвайно-троллейбусной сети, охватывающей весь город. Проект разработала общественная организация «Офіс Трансформації» экс-советника главы КГГА и бывшего управляющего партнера UNIT.City Максима Бахматова в партнерстве со специалистами по транспортному планированию.
Проект БТК предусматривает стратегический план развития транспортной системы Киева до 2030 года. Он представляет собой скоростную трамвайную и частично троллейбусную сеть, которая включает 15 актуальных маршрутов и охватывает все районы Киева. Речь идет о современных скоростных трамваях с вагонами длиной 54-56 метров или двумя-тремя вагона длиной 30 метров. Большинство линий предлагается проложить по выделенному полотну, чтобы транспорт не зависел от автомобильного потока. А на перекрестках для трамваев будут работать отдельные светофорные фазы, благодаря чему они всегда будут иметь приоритет.
Всех остановки предлагается обустроить в едином лаконичном дизайне из долговечных материалов и оборудовать платформами, чтобы транспорт был доступным и инклюзивным.
Доступ к транспорту обеспечивают для всех групп населения. Пути должны регулярно выравниваться, свариваться и шлифоваться. Подвижный состав обслуживается по принципу планово предупредительных ремонтов, благодаря чему вагоны уже не ломаются прямо на линии. Пути и весь подвижной состав должны будут регулярно обслуживаться, чтобы не допускать частых поломок и обеспечить комфорт пассажиров.
По данным КГГА, сейчас по Киеву ежедневно ездят около миллиона автомобилей, а сам город занимает третье место в Европе и седьмое место в мире по индексу пробок. Средняя скорость транспорта в столице составляет всего 17 км/ч. По расчетам экспертов, прирост не более чем 400 тысяч автомобилей на дорогах в течение пяти лет станет приговором городской системе управления общественным транспортом.
Основными проблемами транспорта в Киеве эксперты «Офісу Трансформації» называют его недостаточное количество, низкую скорость движения, устаревшие технологии и ненадежность. По их мнению, при существующей транспортной политике дорожная инфраструктура Киева уже будет не способна справляться со своими проблемами, и город «захлебнется» в пробках. Проблему не решит даже открытие Подольского моста и строительство метро.
Поэтому эксперты по транспорту предложили альтернативный вариант развития транспортной сети, где упор будет делаться не на метро, а на наземный выделенный транспорт. Проанализировав доступное финансирование, маршруты передвижения киевлян и другие факторы, они разработали 15 маршрутов Большого транспортного кольца. Оно позволит разгрузить подземку, запустить быстрый и комфортный транспорт в районах без метро, сократить время в пути для пассажиров, уменьшить долю маршруток и минимизировать выбросы углерода.
Среди прочего, предлагается вернуть выделенную трамвайную линию на мост Патона в ходе его реконструкции, обустроить линию на новом Рыбальском мосту и построить выделенные линии для транспорта, которые будут охватывать весь город.
По расчетом экспертов, создание скоростной трамвайно-троллейбусной сети в Киеве будет стоить 55 млрд грн. А строительство запланированной линии метро от Южного вокзала до жилмассива Радужный — еще в 26 млрд грн. Таким образом, в общей сложности реализация проекта БТО обойдется Киеву примерно в 76 млрд грн.