Общее впечатление от киевской книжной ярмарки (ул. Физкультуры, 1, вход — свободный, работает до 11 апреля): очень слабенько — ассортимент зверски хромает. Б

олее того, складывается ощущение, что одни и те же книжки упрямо «кочуют» по выставке из года в год. Чтиво историческое и не очень (козаки, УПА, Мазепа — разброс цен от 35 грн.), детские книги (от 5 грн.) и в подавляющем большинстве (около 40% от ассортимента) — религиозная литература (от 40 грн.). Фантастика как жанр вообще не представлена. Из того, что запомнилось: булгаковский «Майстер та Маргарита» (на украинском!) за 60 грн., красочно оформленный «Маленький принц» Экзюпери (30 грн.) и исторический труд Дмитрия Малакова «Кияни. Війна. Німці» (70 грн., против 80—85 на книжном рынке «Петровка»). Из эксклюзивных изданий: 17-томное собрание сочинений Гоголя — 2500 грн. (в розничную торговлю книги поступать не будут, и купить их пока можно только здесь), альбом, посвященный старинному архитектурному ансамблю в Черниговской области «Качановка» (250 грн.) и талмуд с говорящим названием «Гетьмани» (360 грн.). Но всех переплюнуло подарочное ВИП-издание «Україна. Хронологія розвитку» — 4 тома в сундучке из натуральной кожи за «каких-то» 15000 грн. В целом же, ярмарочные цены гривен на 10—15 дешевле «петровочных».

Подорожание. Те, кто привык читать и покупать живые — «бумажные» книги, а не их электронные аналоги, заметили, что это, казалось бы, невинное увлечение в последнее время ощутимо бьет по кошельку. Судите сами: последняя книга Бориса Акунина стоит 80 грн. («Петровка») и 115 (в книжных магазинах), новый сборник эссе Харуки Мураками — 65 («Петровка») и 85 (в магазинах). То есть книга популярного автора — гарантированный расход в почти сто гривен. И это еще не предел — книги дорожали и дорожать будут, уверяют книгоиздатели. Причина — в бумаге. «У нас преимущественно используется российская бумага, — поведал «Сегодня» Валерий Грузин (издательство «Амадей»). — А она дорожает в среднем на 6% ежемесячно!». Ему вторит Виталий Капранов (издательство «Зелений пес»): «Подорожание — процесс «ползущий». Подорожала бумага, сразу типография поднимает расценки, а за типографией, иллюстраторы подтягиваются». С другой стороны, бумага-бумагой, но как сказал нам продавец с «Петровки»: «Из-за того, что подскочили цены на книги, процентов на 15 упал и спрос на них. Пришлось компенсировать потерю. Как? «Забить» в стоимость книги этого самого потерянного покупателя».

segodnya.ua