В Киеве открылось несколько специализированных рыбных магазинов

Предприниматели увидели в этом бизнесе источник прибыли, поэтому и стали повсеместно открывать рыбные супермаркеты, причем эти магазины расположены либо в спальных районах, или вообще за чертой города. Как утверждают в самих компаниях, это объясняется не дешевой арендой, а тем, что магазины строят возле логистических центров, которые априори не могут размещаться в центре города.

В последнее время в столице наблюдается тенденция: как грибы после дождя появляются специализированные рыбные магазины. Только этой осенью один за другим их открылось уже несколько. Например, в октябре на Позняках открылся «Дон Маре», в ноябре в Софиевской Борщаговке открылся «Рыбный мир Скандинавии», а компания «Международная группа морепродуктов» открыла рыбную лавку на территории своего холодильно-логистического комплекса «Айс Терминал» в Броварском районе. Не нужно быть экспертом, чтобы заметить: раньше такого рыбного бума не было. Ведь Украина считается отнюдь не рыбной страной. Для сравнения: в Испании один человек за год потребляет 37-38 кг рыбы, в Португалии - 40 кг, в Норвегии - 51 кг, в Исландии - 55 кг, в Японии - 60 кг, в Южной Корее - 86 кг. Тогда как в Крыму и Одесской области - 18-19 кг, в Донецкой - 17,5 кг, а в Киеве еще меньше - всего 17 кг. С чем тогда связана такая любовь бизнесменов к морепродуктам? И почему специализированные магазины открываются чаще всего за городом, куда за килограммом рыбы вряд ли поедет рядовой покупатель? Эксперты называют несколько причин столь стремительных изменений.

- Поставщики возлагают большие надежды на то, что платежеспособность населения увеличится. Ведь рыбная продукция стоит у нас довольно дорого. И во время кризиса рыбный рынок пострадал одним из первых. Из-за высокой цены и отсутствия привычки потребления от нее отказывались. Таким образом она отходила на второй план. Теперь же людей активно приучают отдавать предпочтение морепродуктам, - пояснила Kievpress руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник.

Также специалисты отмечают: прирост рыбных лавок связан с ростом импорта некоторой продукции. Например, за 9 месяцев 2010 года в Украину завезли 4,9 тысячи тонн лосося, а за аналогичный период 2011 года этот показатель увеличился до 6,3 тысячи тонн. Свежеохлажденной рыбы за 9 месяцев прошлого года мы импортировали 6,3 тысячи тонн, а в этом году - 7,6 тысячи тонн. К тому же, если в 2009-м потребление рыбы и морепродуктов населением Украины составляло примерно 15 кг на человека, то уже в 2010-м - около 18 кг. Обычно Украина импортирует рыбную продукцию из Норвегии, Исландии, Эстонии, Вьетнама, Кореи и США.

- После кризиса у украинцев начал немного повышаться спрос на морепродукты. Особенно в городах-мегаполисах. Крупные импортеры и производители рыбы открывают спецмагазины на территории своих холодильно-логистических комплексов. Они пытаются минимизировать расходы на транспорт и расширить круг потребителей. Кто-то один попробовал, а остальные увидели, что это сработало. Поэтому количество таких магазинов резко возросло. Недаром это дело считается достаточно прибыльным, - рассказала нам аналитик аналитического центра «УкрАгроКонсалт» Ольга Мозговая.

По мнению экспертов, в основном такие магазины рассчитаны на мелких оптовиков, то есть тех, кто торгует в небольших магазинчиках или киосках. Кстати, в отличие от супермаркетов, основные закупки в специализированных магазинах делаются в будние дни. Хотя розничные продажи тоже представляют немалый процент от общего количества.

Также рыбные магазины рассчитаны на людей, проживающих поблизости. Ведь существует так называемая первичная торговая зона, в которую можно добраться за 15 минут. Если заведение не имеет уникальных предложений и широкого дешевого ассортимента, то никто не будет тратить много времени, чтобы туда доехать.

- Поэтому обычно в таких заведениях крупные покупки совершают жители коттеджных поселков, где живут небедные люди. А также скупаются киевляне, у которых есть машина и им несложно туда доехать. Или же еще один вариант - это столичные жители, которые намерены купить много разной продукции, особенно изысканных деликатесов, - отмечает генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.

Большинство таких заведений строят на окраине города или вообще за его пределами. Поэтому вряд ли кто решится из центра Киева ехать, например, в Броварской район, чтобы купить несколько килограммов рыбы. Особенно если цены там не намного ниже, чем, кстати, бывает довольно часто.

- Однако в специализированных магазинах есть гарантия, что качество товара будет выше, - отмечает Мария Колесник, - причем в супермаркете не столь большой выбор. Рыба - это продукт, который быстро портится, и в спецмагазинах покупатели получают гарантию, что товары не были неоднократно заморожены и разморожены. А вот супермаркеты не всегда готовы это гарантировать. И если говорить о выборе продукции, то в таких магазинах он значительно шире.

Относительно тенденции удаленности рыбных торговых заведений от центра столицы, специалисты консалтинговых компаний называют одну причину - дорогая аренда земли. Понятно, что складские помещения и холодильники требуют значительной территории. А в центре Киева за это придется заплатить немалые деньги. За городом, конечно же, аренда будет стоить в разы дешевле.

Сами же владельцы магазинов объясняют создание их далеко от центра по-разному.

- Аренда земли играет для нас не главную роль. Мы открыли рыбный магазин на Позняках, так как это достаточно новый жилой район, который еще строится. По моему мнению, на Левом берегу именно таких заведений и хватает, поэтому покупателей к нам наведывается достаточно. Тем более акцент у нас сделан исключительно на морской продукции. Мы рассчитываем не на оптовиков, а на обычных потребителей, - рассказала нам директор специализированного рыбного магазина «Дон Маре» Марина Панченко.

В магазине «Рыбный мир Скандинавии» удаленность от города объясняют тем, что большой склад, при котором работает заведение, удобнее разместить за городом.

- Дело вовсе не в стоимости аренды, - сказал нам коммерческий директор ООО «Скандинавия-Фиш» Илья Гриценко. - Мы открылись при логистическом центре, расположенном за пределами города. Здесь есть большой хладокомбинат, который наиболее оптимально было разместить вне мегаполиса. Ведь сюда приезжают 20-30-тонные грузовики, движение которых в большом городе практически невозможно. Сам магазин существует исключительно для розничной торговли. Закупаться сюда приезжают в основном жители Киева, потому ассортимент рыбной продукции и морепродуктов у нас значительно больше, чем в супермаркетах, а качество, соответственно, выше, - резюмирует господин Гриценко.

С ним соглашается бренд-менеджер компании «Международная группа морепродуктов» Марина Серкова.

- Это обычная практика - открывать специализированные рыбные магазины при логистических складах. А они, в свою очередь, расположены за городом, потому что так удобнее для их работы и для оптовиков. В самом же магазине ведется розничная торговля. Кроме свежей и замороженной рыбы, у нас есть соленая, сушеная, холодного и горячего копчения рыба, а также икра, вообще в нашем ассортименте 300 единиц продукции. В дальнейшем этот показатель достигнет 500. Приходят покупать рыбную продукцию преимущественно те люди, которые предпочитают купить рыбу в ассортименте и по цене производителя, а также в больших объемах. Отчасти это столичные покупатели, - говорит специалист.

Kievpress.net