Несмотря на то, что власти Киева уже несколько лет обещают прохладу в общественном транспорте, массовой установки кондиционеров в трамваях и троллейбусах ждать не стоит/
Так, в 2010 году на весь город был только 1 троллейбус с кондиционером, курсировал на маршруте №18. Сегодня по столице ездят еще и 11 "прохладных" автобусов.
"Первый автобус с кондиционером поехал по маршруту №62 (Ботанический сад - Контрактовая площадь). Но особого эффекта нет. За время поездки от одной остановки к другой температура снижается на 2-3 градуса, а затем в открытые двери опять попадает горячий воздух, - сообщил инженер КП "Киевпастранс" Юрий Бомбандеров. - Сегодня на Оболони и Троещине курсируют 10 автобусов с кондиционерами. Мы и дальше планируем их закупать по мере возможности".
Главная проблема - как всегда в деньгах. "Холодный" троллейбус стоит на 10% дороже обычного, автобус - на 7-8. Кроме того, европейский опыт, по словам Бомбандерова, подсказывает, что в салоне кондиционеры ставить не стоит, а вот в кабине у водителя нужно устанавливать увлажнители воздуха.
До 2012 года мэрия купит 185 автобусов и столько же троллейбусов, на это выделено почти 50 миллионов евро. Но в отличие от Харькова и Донецка, где местные власти прикупили полсотни составов с кондиционерами и видеокамерами, в столичной администрации отдали предпочтение белорусскому МАЗу, в базовой комплектации которого охлаждение салона не предусмотрено.
"Нафаршированные" ЛАЗы стоят по 3 миллиона за штуку, в то время как МАЗ обойдется всего лишь в 1,5 млн. Впрочем, белорусы готовы за дополнительные $8 тыс. поставлять нам уже оснащенные кондиционерами автобусы. Но в мэрии решили на такие "мелочи" не тратиться.
Что касается транспорта, который уже колесит по столице, то его можно охладить - было бы желание и возможности. Так, на Львовском автозаводе отмечают: дешевле заказать автобус или троллейбус уже с охлаждающей системой. "Но мы можем и уже купленные машины оборудовать, в этом нет ничего сложного", - заверяют представители завода.
Вместе с тем метро остается самым комфортным видом транспорта в летнюю жару. Однако, как выяснилось, ни один из составов не оснащен кондиционером. В пресс-службе Киевского метрополитена отмечают: он там особо и не нужен – в старых вагонах и без того нормально продувает салон, а вот в новых поездах у нас установлена принудительная система вентилирования. Что касается новых закупок, то пока трудно сказать, будут ли там установлены системы кондиционирования - это очень дорого и не по карману городу.