3 декабря в мире отмечали День инвалидов. В Украине зачастую о людях с особыми потребностями вспоминают раз в год. По данным Всемирной организации охраны здоровья (ВООЗ), каждый десятый человек на Земле - инвалид. Выходит, что 700 миллионов человек по независимым от них причинам (либо от рождения, либо в момент жестокого стечения обстоятельств, утратив здоровье) обрели то, что на самом деле делает их духовно сильнее многих здоровых людей. Они борются каждое мгновенье своей жизни с тем, чтобы доказать, что их проблема лишь физиологична. Они также личности, поэтому видеть в них их недостаток, прежде всего, глупо. Ведь они вытащили несчастливый билет, в отличие от вас. Но это ни в коем случае не делает вас лучше их. К сожалению, о потребностях таких людей, больше духовного, нежели материального характера, чиновники и общество вспоминает лишь по случаю "красного дня календаря", чтобы ровно на следующий день забыть об их существовании на год – до следующего Дня инвалидов.

Инвалиды практически изолированы от общества

Часто ли на столичных улицах, в транспорте или на концертах вы видите людей на инвалидных колясках, незрячих с тростями или провожатыми, усердно жестикулирующих глухонемых? Да, иногда видим, но мало. Но это вовсе не означает, что таковых у нас нет. В одном только Киеве людей с особыми потребностями – именно так уважительно на Западе принято называть инвалидов, проживает более 140 тыс. человек. То, что делают власти, дабы превратить столицу Украины в действительно европейский город, комфортный не только для здоровых людей, ничтожно мало. Да и многое из того что сделано, инвалиды называют сущим кошмаром. Сразу видно, что это создавали те, кто даже не пытался воспользоваться своими придумками. Результатов от деятельности городских чиновников, в частности, нашумевшей программы "Безбарьерная среда", практически ноль.

- Сегодня инвалиды в полной изоляции. Нет ничего такого, за что можно похвалить власть, - сетует глава общественной организации Центр реабилитации инвалидов-спинальников "Возрождение АРС" Иван Марусевич. Единственное, что можно назвать положительным - это появление автобусов и троллейбусов с низким полом. Но опять-таки добраться до такого транспортного средства у инвалидов-колясочников практически нет возможности.

Для получения квалифицированного ответа на вопрос о перевозке людей с ограниченными возможностями обращаемся к Валерию Липецкому, главе Киевской городской организации работодателей-перевозчиков "Столица":

- Во-первых, не стоит путать понятия частный транспорт и коммунальный. Прекрасно известно, что частники перевозят за раз максимум двух инвалидов, причем второй зайдет внутрь транспортного средства только с доброй воли водителя. Также не забывайте о том, что маршрутки для перевозки инвалидов, использующих коляски, не предназначены. Коммунальный же транспорт, особенно троллейбусы, в которых достаточно пространства, способны комфортнее и дешевле перевозить людей с ограниченными возможностями. Наружной рекламы на транспорте становится все меньше, так как действительно она часто мешала обзору пассажиров на местах. Мы будем работать над этим вопросом.

В пресс-службе киевского метрополитена заверили, что в скором времени все станции метрополитена будут оснащены всем необходимым для комфортного передвижения в нем людей с ограниченными функциями.

По словам г-на Марусевича, пандусы, устраиваемые в домах, во-первых, сами по себе неудобны, а во-вторых, съехав по пандусу, инвалид тут же сталкивается с препятствиями в виде бордюров, так - что впору расшибиться в лепешку. Ужасны и разрекламированные колясочные съезды на станциях метро, обустройство которых обошлось Киеву в 80 тыс. грн. Их Марусевич вообще назвал "тренажерами для самоубийц" - настолько они крутые.

Инвалиды по зрению тоже не могут передвигаться без посторонней помощи - опасность подстерегает их на каждом шагу. В Киеве - всего лишь шесть перекрестков, оборудованных устройствами звуковых сигналов (да и те не всегда исправны), подходы к станциям метро загружены торговыми павильонами, а платформы "подземки" без выступающих ограничительных линий могут стать платформами отправления на тот свет.

- Если программа "Безбарьерная среда" слабенько выполняется для колясочников, то для слепых ее и вовсе никто даже не пытается выполнять, - говорит глава управления киевской городской организации УТОС Василий Шупик. Понимаете, пандус, который делается для инвалидов-спинальников, еще большая преграда для слепых (в Киеве их около 3 тыс. человек), нежели ступеньки. Для инвалидов по зрению в городе почти ничего не сделано. 5—6 звуковых светофоров на такой мегаполис, как Киев, - это не решение проблемы. Одна из самых наболевших проблем для слепых — сесть в нужный транспорт, ведь номера маршрута они не видят. Руководство Общества, по словам г-на Шупика, предлагало городским властям ввести в действие специальные устройства на общественном транспорте, чтобы подъезжая к остановке, автобус-троллейбус сообщал свой номер. Не менее необходимы и звуковые маячки над входами в метро, магазин, аптеку, почту, которые издавали бы ту или иную мелодию, и слепому, таким образом, было бы проще ориентироваться в пространстве.

"Легче мне не станет и тебе не станет…"

Некоторые подвижки в отношении облегчения жизни незрячим, по словам г-на Шупика, есть разве что в киевском метрополитене. Так, сейчас инвалида по зрению 1-й группы может бесплатно сопровождать родственник или знакомый. Если же слепой едет один, то его встречает контролер, садит на эскалатор, внизу его провожают к первому вагону, садят в него, спрашивая, на какую станцию нужно, и там его тоже встречают и сопровождают на эскалатор — словом, выводят из "подземки". Правда, нельзя не отметить, что навстречу слепым в этом плане город пошел лишь после того, как несколько лет назад в метро погибли двое слепых — люди попадали между вагонами поезда, а не в двери.

Получается, для решения проблем киевских инвалидов нужны жертвы? Иначе, видимо, к власть имущим не доходит. Конечно, не они ведь не могут передвигаться по городу без посторонней помощи, не они теряются средь бела дня в центре столицы, не они не в состоянии сесть на нужный им троллейбус-автобус или добраться до той же почты, чтобы получить свою мизерную пенсию...

Стоит пройтись по улицам Киева, и сразу же станет предельно ясно, насколько сложно людям, использующим инвалидную коляску либо имеющим иные ограничивающие функции, ощущать все блага цивилизации. Таким людям крайне сложно перемещаться с одного края улицы на другой. Часто во избежание пробок, особенно на центральных улицах столицы, светофоры работают в режиме, когда движению автотранспорта отведено в 4-5 раз дольше времени, чем для передвижения пешеходов. В таких случаях автомобили едут дорогами 60-80 секунд, пешеходы же в ускоренном темпе должны преодолевать свой путь за 15-20 секунд. Из этих цифр становится ясно, что обычному пешеходу приходится бегать трусцой на переходах, что же говорить о людях с ограниченными возможностями?..

Проблематична и ситуация с подъездами к различным учреждениям. Большинство банков, в которых не будем забывать, инвалиды получают пенсии, также не оборудованы подъездными комплексами. Радует то, что большинство аптек таки соорудили подъезды к своим входам, как и превалирующая часть киевских супермаркетов. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что эти конструкции планировались скорее для магазинных тележек, нежели для инвалидов. Но все равно, позитивный момент в этом есть, так как все стороны в этом вопросе довольны.

- Все относительно новые станции метрополитена, такие как "Демеевская", "Голосеевская", "Васильковская", "Бориспольская", "Вырлица" оснащены всеми вспомогательными устройствами для инвалидов на колясках. На остальных станциях также планируются модернизации, которые будут помогать людям с ограниченными возможностями. Часто проблема возникает от того, что это противоречит архитектурным планам станции; однако мы обязательно оснастим все станции необходимыми приборами для людей, имеющих инвалидность, - заявила глава пресс-службы киевского метрополитена Надежда Шумак.

2012-й станет для инвалидов "роковым"?

Весьма пессимистические прогнозы по обеспечению инвалидов в следующем 2012-м году "Киянам.Обозреватель" очертил депутат Киеврады от фракции "Республика Киев" Алексей Давиденко:

- В вопросе обеспечения киевлянам повезло больше всех. На уровне города уже не первый год действует программа "Турбота", средства на которую, слава Богу, выделяют вовремя и в полном объеме. Это и материальная помощь, технические средства реабилитации (коляски, протезы, костыли), машины и т. п., - рассказывает Давиденко. Добавьте к этому государственные программы, курируемые Министерством труда и социальной политики – выходят киевляне-инвалиды получают помощь из двух источников. Теперь о грустном: если в Киеве "Турбота" действует, а мы рассчитываем, что будет действовать и в дальнейшем, то на государственном уровне все будет не так гладко. Реформа социальной политики жизнь инвалидов лишь усложнит, а для доказательства своих потребностей придется еще и побегать. Пример тому, если раньше на Киев, строго по количеству зарегистрированных инвалидов выдавались машины и средства реабилитации, а до обращения за ними хранились на "складах", то теперь нужно будет пройти МСЭК (комиссиию), получить ваучер, собрать из госфонда инвалидов кучу справок, "заказать" нужное ему средство и ждать поступления. Бюрократия полнейшая!

Чистой воды издевательством можно назвать и сообщение КГГА о программе "празднования" 3 декабря Дня инвалидов. Этот день чиновники намерены отметить…Спартакиадой, на которой более 100 спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами слуха и больные детским церебральным параличом, будут соревноваться между собой в 6-ти видах спорта: настольный теннис, дартс, волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкоатлетическая эстафета. А вот о перспективах развития материально-технической базы Центров реабилитации инвалидов, помощи семьям, остро нуждающимся в колясках, костылях и дорогостоящем лечении – ни слова. Конечно же, хвалебные оды и слова сочувствия инвалидам будут еще адресованы и не раз. Вот только помогут ли эти слова (кстати, не всегда искренние) решить хоть часть проблем, вопрос риторический.

kiyany.obozrevatel.com