В среду все маршрутки в столице подорожают, передают Вести.
Теперь за проезд придется платить 3–4 гривни, вместо 2–3 гривен сейчас. Таким образом, киевлянам придется каждый месяц выкладывать на 50–100 грн больше. Власти обещают, что коммунальный транспорт пока будет ездить по старой цене.
Если каждый день киевлянин ездит на работу и обратно на маршрутке, то в месяц он тратит на проезд 120–144 грн, а будет тратить 144–192, т. е. на 24–48 грн больше. А если на двух маршрутках, то траты и вовсе могут вырасти почти на 100 гривен. «Придется переходить на общественный транспорт, пока он еще не подорожал», — говорит киевлянка Ольга Мацько.
Сами перевозчики остаться без пассажиров не боятся. «Как показала практика предыдущих повышений, пассажиров меньше не становится. Разве что на какое-то короткое время, но потом они возвращаются, деваться-то им некуда», — говорит столичный перевозчик Юрий Артеменко.
Перевозчики уверяют, что главная причина повышения тарифов — подорожание топлива. «Мы в критическом состоянии. С ноября прошлого года цены на топливо выросли на 55%. Март мы закончили с большими долгами. Нефтяные компании теперь отказываются нам давать топливо без предоплаты. Мы на грани, и если не повысим цены, то можем остановить работу. Нам нужно выйти хотя бы на самоокупаемость», — заявил частный перевозчик Игорь Гусак. А Юрий Артеменко жалуется, что не хватает средств на покупку новых микроавтобусов, мол, подвижной состав не обновляют уже пять лет. А это может негативно сказаться на безопасности перевозок.
По словам президента Ассоциации перевозчиков Киева Валерия Липецкого, маршрутчики сегодня переживают не лучшие времена. «Вы купили автобус «Богдан» за 55 тыс. долларов. Если вы взяли его в кредит, до добавьте к сумме 25–28%. Автобус надо зарегистрировать, определить на стоянку. Годовая страховка обойдется в 8–9 тыс. грн в год. Ежемесячно к вам будет наезжать транспортная инспекция, ГАИ, и кругом нужно будет отстегивать. Каждые 10 тыс. км машину нужно отправлять на техобслуживание. Служба перевозок хочет, чтобы с каждой машины ей платили 105 грн в месяц. Вам нужно нанять водителя не менее чем за 250 гривен в день, официально его оформить, все отчисления во все фонды. Нужно заправить машину, а это 50 литров солярки, то есть 650 гривен. В сутки одна маршрутка зарабатывает в лучшем случае 1,5 тыс. грн, а в среднем 1–1,2 тыс.», — рассказал Липецкий.
Глава КГГА Владимир Бондаренко говорит: сам убедился в том, что перевозчикам не за что менять автобусы. «Действительно, серьезно повысились цены на горюче-смазочные материалы, и отрасль работает в убыток или на нулевой рентабельности», — отмечает Бондаренко.
В ближайшее время могут повысить и цены на коммунальные маршрутки (это 800 из 2600 маршруток в городе). А вот цены на метро, автобусы и трамваи останутся прежними. «Мы с трудом, но находим возможность удержать коммунальные перевозки без изменения цен. По нашим расчетам, цены сможем удерживать как минимум еще несколько месяцев», — пообещал Бондаренко.
Правда, после заявления о повышении цены поползли слухи, что теперь маршрутками в Киеве станут обычные коммунальные автобусы, которые курсируют по Киеву, и цена за проезд в них якобы тоже вырастет до 3–4 грн. Однако директор «Киевпастранса» Николай Ламбуцкий это категорически опровергает: «Нет, этого не будет. Мы, наоборот, в ближайшие месяцы увеличим количество автобусов в Киеве на 10%. Стоимость проезда в них будет прежней — 1,5 грн».