Бесконтрольная ситуация не только в строительстве, но и в системе ЖКХ рано или поздно «выстрелит» — разрушенным ли домом, открытыми ли протестами жителей. Нужно наконец-то не только законодательно упорядочить деятельность частных и мелких застройщиков, возводящих мансарды и пристройки в городах, но и решить проблему уже построенных с нарушениями объектов.
Чтобы пользоваться общим имуществом, нужно совсем ничего — быть у власти и руководствоваться старым добрым принципом коммунальной собственности: раз ничье — значит мое. И ходить далеко не нужно — берем то, что под рукой. Итак, чтобы пристроить чердак к своей квартире, нужно быть владельцем квартиры на последнем этаже. В доме по адресу Гончара, 37А счастливым обладателем такого жилья стал сын одного находчивого гражданина. По словам соседей, находчивости этого гражданина могли позавидовать многие. Отец в наследство сыну передал квадратные метры, а также богатый жизненный опыт. И чадо исправно применило опыт в жизни.
Так в доме по вышеуказанному адресу было сформировано ОСМД. Жители дома рассчитывали, что с его формированием коммунальные затраты снизятся. Жильцы избрали руководителем одну из владельцев квартир (попросив её не называть) и старались ухаживать за домом по мере своих возможностей. Дом построен в 1902 году и очевидно, что от старости потихоньку разрушается и проседает. Усадке его способствует и тот факт, что у дома нет основательного фундамента. А выросшие, как грибы, соседние многоэтажки не щадят старый дом. У дореволюционных домов на верхнем этаже в крыше есть окно для дневного света (что значительно снижает затраты на освещение). Это окно находилось в плохом состоянии: с потрескавшимся стеклом и затеками. С него-то все и началось. Один из жильцов постыдился и начал делать косметический ремонт на старых стенах с трещинами. А тут и чердак попал в поле зрения. Из квартиры сделали лестницу на чердак, и около 80 кв. м общей площади перешли в частное пользование.
Казалось бы, как тактично сработала золотая рыбка, но нет. Сработал, как не парадоксально — закон.
Было создано новое ОСМД (или сменено название у старого — жильцы говорят о разном). По словам жильцов дома, сборы о смене руководителя ОСМД не проводились. Также некоторые жильцы говорят о том, что самого нового руководителя они никогда не видели.
Люди писали жалобы в несколько инстанций: в прокуратуру, в Главархитектуру, но приходили им лишь «отписки». Также жаловались и в Госархстройнспекцию, которая, кстати, подписала декларацию о начале строительных работ от 07.02.2012 года о реконструкции чердачного помещения. На момент проверки инспекцией ведения работ нарушений обнаружено не было.
Как ни парадоксально, но жильцы так устали куда-либо жаловаться и не получать ответа, что отобранный чердак их уже не так волнует, как вопрос, на чьи плечи свалится оплата за тепло и воду на «бывшем чердаке». А может, люди просто понимают, что построенное никто разбирать не будет, и их дом так же никто ремонтировать не будет.
И ещё один любопытный момент, дому более 100 лет. А значит, он должен быть внесен в список памятников архитектуры местного значения, но его там нет. Старый дом на склоне с уникальной архитектурой и планировкой, переживший 4 смены власти — от царя до независимости — на старой улице, которая переименовывалась 7 раз и с 1995 г. носит имя Олеся Гончара, оказался никому ненужным. Два столкнувшихся мировоззрения «хозяин жизни» vs «моя хата з краю» помноженный на «декларативный принцип» (никто ни за что не отвечает) методично губят все, что когда-то было Киевом.
Общественная организация «Громадський контроль будівництва» отправила запросы в Минкульт и КГГА относительно исторической ценности этого дома, ждут ответ. Также готовится запрос в Минрегионстрой Украины относительно регулирующих такое строительство законов и аналогично — «пересоздание» ОСМД.
«Мы видим необходимость внесения изменений в строительное законодательство, которые бы регулировали подобные случаи.
Работая с населением, получая в ответ на наши запросы информацию из госструктур, уже делаем выводы — подобные случаи будут возникать и дальше. Декларативный принцип в отношении объектов строительства второй и третьей категории не оправдывает себя не только в плане создания конфликтных ситуаций. Зачастую, происходят откровенные нарушения строительных норм и правил. А это уже не только нарушение законов, но и создание опасной для жизни населения ситуации» — резюмирует Александра Тимашова, глава общественной организации «Громадський контроль будівництва».
kiev.segodnya.ua